Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Categories:
  • Mood:

NEW ENGLAND AND QUEBEC 2017. Часть 4. HALIFAX.

«Власть без любви – вещь страшная. Такой власти служат из страха – так же, как индейцы поклоняются хищным зверям и демонам».
– George Savile, 1st Marquess of Halifax

«Главное преимущество Канады – её отсталость.»
– Marshall McLuhan

«Соединённые Штаты – наш торговый партнёр, наш сосед, наш друг... но время от времени так хочется врезать им от души!...»
– Rick Mercer


Наше путешествие вполне можно считать юбилейным. 150 лет назад, в июле 1867-го четыре провинции – Nova Scotia, New Brunswick, Ontario и Quebec – объединились, образовав новое государство (со временем к ним присоединились ещё шесть провинций, и Канада стала шестой по величине страной мира). Я сообщил о юбилее Женщине, и мы в знак дружбы и солидарности с северными соседями откупорили бутылку хорошего калифорнийского Мерло.

1. На следующее утро, оставив за бортом Штаты, Роттердам подходил к причалу Халифакса, где уже стоял на швартовах другой круизный лайнер. Плохо, когда в маленький порт одновременно прибывают несколько круизов. Это всегда означает, что на берегу ждёт толчея и невозможность познакомиться с городом без того, чтобы к тебе в кадр лезли туристы.

2. Халифакс – столица Новой Шотландии. В русском правописании принято писать «Галифакс», но на мой слух это звучит не лучше, чем называть сэра Айзека Ньютона Исаком Невтоном.

3. Город стоит у входа в залив, глубоко врезающийся в сушу. Индейцы племени Ми’кмак называли залив Чебуктук, что в переводе означает «большая гавань».

Читатели, не интересующиеся историей, могут почти без ущерба пропустить историческую справку и перейти непосредственно к картинкам (которых из-за моросившего временами дождя не так много, ну и качество, конечно, не из лучших)


Рыболовные суда европейцев наведывались сюда – переждать непогоду и дать отдых команде – задолго до того, как на берегах бухты было основано постоянное поселение. В середине 18-го столетия интересы промышлявших треску рыболовов были принесены в жертву интересам Британской империи. Конфигурация гавани предоставляла существенные стратегические преимущества, и Англия не замедлила основать здесь форт, назвав его Новой Шотландией. В июне 1749 года полковник Эдвард Корнуоллис с тремя тысячами новых поселенцев прибыл на землю Чебуктука, выбранную для нового поселения и английского гарнизона. Англия предоставляла новым колонистам бесплатные наделы земли, но очень мало домов было построено до наступления суровой канадской зимы. Некоторые поселенцы перебрались обратно на борт привезших их судов, многие умерли, около тысячи сумели добраться до Бостона и там осели. Судя по запискам Корнуоллиса, поселенцы не годились для серьёзной работы – это были главным образом деклассированные лондонские кокни и уволенные из армии за дебош солдаты и матросы. Не случайно статуя Корнуоллиса повернута лицом к Лондону, спиной к основанному им городу (что до сих пор вызывает смешные споры о необходимости убрать памятник или, по крайней мере, «развернуть его лицом к людям»).

4. Статуя Корнуоллиса - место постоянных протестов обитателей Новой Скотии.


Город выжил благодаря притоку из Англии торговцев, бежавших в Новый Свет от чрезмерных налогов и в надежде получить свою долю из средств, выделенных короной на освоение новой колонии. В течение одного года было построено примитивное, но спасительное жильё для поселенцев, возведены Дом Губернатора, англиканская церковь, оборонительные сооружения, заложены верфи. Для скорейшего роста населения англичане открыли возможность иммиграции немцам. Их называли «Иностранными Протестантами» и расселяли к северу от города.

Отношения между индейцами и англичанами были не из лучших. Ми’кмак считали, что англичане заняли их землю без разрешения вождей племени: чиновники плохо понимали местный политес и поначалу отказывались дарить вождям подарки в обмен на земельные участки. Корнуоллис хотел подчинить индейцев влястям колонии, но те отказались. В ответ на это он назначил вознаграждение за индейские скальпы, и в 1749-ом году Ми’кмак объявили войну англичанам. Французские власти в Луисбурге всячески поддерживали антагонизм между индейцами и Англией, снабжая Ми’кмак оружием и деньгами. Индейцы атаковали английские поселения и в 1751 году совершили успешный набег на Дартмут, расположенный на противоположном от Халифакса берегу залива.

В августе 1755 года англичане депортировали франкоговорящих жителей региона, называвшегося тогда Акадией, считая их угрозой стабильности колоний. Франкофилы были депортированы в принадлежавшую Франции Луизиану (Cajuns, живущие и сегодня в Луизиане, –
потомки этих депортированных акадийцев). Эта депортация и захват Английскими войсками островов Ile Royale и Ile Saint-Jean покончили с влиянием французов в регионе.

Американская революция заставила Британию всерьёз заняться наращиванием военных сил в Халифаксе и отправить сюда новую волну лоялистов. Это окончательно изменило баланс сил в пользу англичан, покончив с сопротивлением индейцев.

Наполеоновские войны в Европе (1793-1815) оказались благотворными для расцвета экономики Халифакса: Британия и Королевский Флот нуждались в крупных безопасных поставках лесоматериалов. В последующий период privateering (ниже я объясню этот термин) и развитие торговых флотов, в частности торговля с Каррибским регионом, вызвали взрывной рост населения и доходов северной Атлантики. А индустриальная экономика и строительство железных дорог во второй половине 1800-х знаменовали приход «золотого века».

Во время Второй Мировой бухта Халифакса служила местом, гда формировались конвои судов с оружием и припасами для Англии. Отсюда отправлялись и конвои судов с материалами лендлиза в северные порты СССР. Bedford Basin позволяет находиться в бухте единовременно сотне судов. Бухта защищена от проникновения вражеских подводных лодок.

Сегодня это главный морской транспортный узел атлантического побережья. Ежегодно порт Халифакса обслуживает более 1500 судов.

5. Погода не способствовала качественной фотографии, и мы с Женщиной решили взять механизированный тур по городу. Я настаивал на Distillery Tour

6. ...в то время как Тоню почему-то привлекал Сhoo-choo в качестве способа осмотра города:

7. Чтоб никому не было обидно, решили взять билеты на “Hop-On-Hop-Off” и вышли (Hop-Off) на остановке «Общественные Городские Сады»

8. Только зашли в парк – полил дождик.

9. Какое-то время я думал отсидеться под крышей, беседуя с живописным дядечкой, отвечающим за бабочек и прочую парковую живность. Потом, убедившись, что дождь не прекращается, мы запрыгнули на подошедший автобусик (Hop-On) и отправились дальше смотреть город.

10. Фреска «Дух легенды» явно призвана прославлять трудовые будни простых рыбаков.

11. Уродство современного урбанизма. Никогда не пойму, почему жителям это нравится...

12. Цитатдель Халифакса – Национальный Исторический Памятник – расположена на холме, возвышающемся над городом. Это четвертая построенная на том же месте цитадель (1828-1856). Отсюда открывается вид на бухту.

13. Вход в Цитадель «охраняют» шотландские стрелки.

14. Совсем юный мальчик, а уже с примкнутым к ружью штыком и в меховой шапке. Серьёзный!

15. Внутри стен цитадели нашлись ещё шотландские стрелки, но гораздо более расслабленные. Видать, не первый год служат.

16. И гиды здесь тоже ряжёные. Ну чисто оперетта!

17. Дождик моросил на одиноко стоявшую пушчонку. В музеях цитадели стоял полумрак, снимать было не с руки, вокруг толпились туристы, и мы снова запрыгнули в автобус.

18. Это Old Town Clock – подарок городу от Принца Эдварда. Башенка стоит на склоне цитадельного холма с 1803 года. Часы сделаны в Англии королевскими часовщиками и до наших дней идут безупречно – как писал у себя в газете легендарный политик и редактор Joseph Howe, «подавая пример пунктуальности всем бездельникам города».

19. Старое здание Арсенала.

20. Кладбище Fairview Lawns.


Несколько слов об этом кладбище, ставшем знаменитым после того, как здесь были похоронены выловленные из океана жертвы Титаника. Халифакс не был ближайшим к месту катастрофы портом. Ближайшим были порты на юго-востоке Ньюфаундленда. Но там не было железнодорожной связи с материком, и невозможно было доставить тела по запросу родственников. Поэтому был выбран Халифакс. Три базировавшиеся в Халифаксе судна приняли участие в этой грустной операции. 150 жертв трагедии похоронены на трёх кладбищах Халифакса, большая часть – на Fairview Lawns.

21. 10 еврейских утопленников с Титаника похоронены на еврейском кладбище города – Shaar Shalom Cemetery.

22. Здесь уместно рассказать о самом трагическом событии в истории Халифакса, случившемся почти ровно 100 лет назад, в декабре 1917 года. Если посмотреть на следующий снимок, сделанный с цитадельного холма, место катастрофы находится на заливе между мостом и красными трубами электростанции.


На карте я обозначил место этого страшного события крaсным кружком. Как видите, кружок расположен в самом узком месте залива. Произошло вот что. В Европе шла Первая мировая война, и Халифакс служил перевалочным пунктом для огромного количества судов со всего мира. Утром 6-го декабря 1917 года норвежский корабль Imo снялся с якоря в Bedford Basin, чтобы взять курс на Нью-Йорк. В это же время французское грузовое судно Mont Blanc входило в бухту, чтобы занять место в караване военных судов, направлявшемся в Европу. Французское начальство приказало Монблану идти в Бордо. Карго на борту Mont Blanc – 2300 тонн тринитрофенола (пикриновой кислоты), 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн высокооктанового бензина и 10 тонн орудийного хлопка. Весь этот арсенал двигался навстречу норвежскому судну.

Примерно в 8:45 утра два судна, идя на низкой скорости (около 2 километров в час) не сумели разойтись в узкой горловине бухты, столкнулись, из-за чего сперва загорелась пикриновая кислота. Сила удара направила французский корабль в сторону берега, и его команда, поняв бесцельность борьбы с огнём, покинула судно. Моряки Монблана надеялись предупредить начальство гавани о чрезвычайной опасности ситуации с горящим судном, до краёв наполненным взрывчаткой. Досужие зеваки собрались вдоль набережной и на пирсе, чтобы наблюдать за пожаром из первого ряда партера. Через несколько минут горящее судно, налетев на одну из свай, зажгло и пирс. Пожарники Халифакса явились на место очень быстро и принялись было соединять пожарную машину к гидранту, но... в 9:05 раздался страшный взрыв. Удар был такой силы, что разрушил все дома в северной части города (на карте – North End) и зажёг дома, находившиеся вне зоны разрушения. Сразу было убито 1800 человек. 9000 человек были ранены, из них 200, наблюдавших за пожаром из окон своих домов, были ослеплены осколками стёкол. Все сооружения в радиусе 800 метров (1600 зданий) были полностью разрушены. Это был самый мощный взрыв, устроенный человеком на всём протяжении истории, вплоть до появления атомной бомбы. Звук взрыва был слышан за сотни миль от Халифакса. Мощность его оценивается энергией, эквивалентной 2.9 килотонн TNT. На восточной стороне залива был разрушен Дартмут. Цунами, образовавшийся вследствие взрыва, стёр с лица земли посёлок индейцев Mi’kmaq в Tufts Cove.

Немедленно вслед за взрывом начались попытки оказания помощи населению Халифакса. Поезда с гуманитарной помощью и спасателями были отправлены из восточной Канады и из Бостона. К несчастью, в этот день в Халифаксе разразилась жестокая зимняя метель, усложнившая движение поездов. Мела-завывала позёмка. Город погрузился в полную темноту. По улицам бродили, вытянув перед собой руки, слепые и раненные. Первыми на помощь жителям Халифакса добрались волонтёры из Бостона (с тех пор, в знак благодарности Бостону за бескорыстную помощь, жители Халифакса ежегодно отправляют в Бостон самую большую и пышную рождественскую ель, которая на Рождество украшает площадь Boston Common). А в Халифаксе на башне есть часы, которые всегда показывают время, остановившееся 9:05 утра сто лет назад...

23. Мемориальный памятник жертвам этой трагедии в Халифаксе.

24. По дороге в порт в мой объектив попали ещё два памятника. Первый – жителям города-солдатам, участвовашим в Англо-Бурской войне. Мне сразу на память пришёл старый трофейный фильм, снятый немцами, об англо-бурской войне. Его показывали в СССР в конце сороковых, и назывался он «Трансвааль в Огне». Вряд ли нужно объяснять, на чьей стороне были и симпатии создателей фильма, и симпатии советского кинопроката, с радостью подхватившего тему «англичанка гадит».

25. Второй памятник – уже упоминавшемуся выше Джозефу Хоуву.


История его весьма поучительна. Joseph Howe – журналист, редактор, политик, общественный деятель Новой Шотландии, к тому же поэт. Он был самоучкой, но весьма начитанным человеком. Заработав деньжат, он вложил все средства в покупку газетки Novascotian. Хоув печатал детальные отчёты о дебатах в Ассамблее Новой Скотии и лично объездил все уголки провинции, знакомясь с людьми и их бытом. Вскоре он превратил газету в популярное и влиятельное издание. В 1835 году ему удалось настолько разозлить орудовавших в городе олигархов-коррупционеров, что они подали в суд на его газету за преступный навет на почитаемых людей города и провинции. “Seditious libel”, как известно россиянам, – тяжёлое обвинение. Подсудимому грозило несколько лет тюрьмы и потеря имущества.

Joseph Howe выступал в суде без адвоката и произнёс шестичасовую речь в свою защиту. В этой речи он подробнейшим образом изложил все случаи коррупции, описанные в его газете и продемонстрировал документы, подтверждавшие его правоту. Судья призвал присяжных признать Хоува виновным, но те были настолько впечатлены речью подсудимого, что единогласно признали его невиновным. Этот судебный процесс стал краеугольным камнем, определившим свободу прессы в Канаде. В следующем году Хоув был избран в Ассамблею как либеральный реформист, и с этого момента началась его долгая и богатая событиями карьера политического деятеля. По его инициативе Новая Скотия стала первой британской колонией, завоевавшей право на ответственное правительство в 1848 году. C 1860-го по 1863 он занимал должность премьера Новой Скотии.

Вот так бывает в странах, где присяжные могут позволить себе не следовать приказам судьи. Недоработочка со стороны Империи! Владимира Владимировича не было на них, расшатывавших лодку.

Фотографий у меня для этого раздела больше нет. Но я обещал рассказать о том, кто такие priveteers, приходится выполнять обещание. Появилась эта профессия в 13-ом веке, когда европейские монархи стали выдавать частным лицам контракты на «возмездие» для защиты своих торговых судов. Особое распространение получили приватёры во времена королевы Елизаветы. Королева подписывала Letters of Marque, наделяющие людей, не находящихся на королевской службе, правом вооружить свой корабль и использовать его для атак, захвата пленных и грабежа судов стран, враждебных королевству. По сути это были лицензии на пиратство – до тех пор, пока грабежу подвергались суда не дружествнных Англии государств. Самым известным из privateers был, конечно, сэр Фрэнсис Дрэйк.

В провинциях восточной Канады «приватёрство» было одним из важных и успешных занятий вплоть до 20-х годов 19-го века. Город Халифакс в 1757 году выдал лицензию своему первому судну-приватёру – шхуне Lawrence водоизмещением 100 тонн. Впоследствии многие другие частные суда получили лицензию на узаконенный морской грабёж. Команды набирались из торговцев, фермеров, чернорабочих и рыбаков. Им не выплачивали никакого вознаграждения, если судно не захватывало наживы. В случае успеха команда делила награбленное. Стимулы!

Один из приватёров Халифакса, некто Enos Collins (1774-1871), сумел так разбогатеть на этом занятии, что к моменту смерти был самым богатым человеком в Канаде. Со временем приватёры начали вкладывать добытые пиратством деньги в легитимные семейные бизнесы. Энос Коллинс основал Halifax Banking Company, которая в 1903 году объединилась с Canadian Bank of Commerce.

Занятная часть истории главного банка Канады, не правда ли?...

Монументальное здание банка Коллинса и принадлежавшие ему портовые склады (облицованный гранитом железобетон) до сих пор украшают набережную Халифакса и известны ныне как “Historic Properties”, которыми гордится город...

Так делается история.



Re-posted from https://art-of-arts.dreamwidth.org/749601.html
Tags: история, канада, о себе, путешествия, размышления, фотки
Subscribe

  • FROM EDWARD LEAR'S NONSENSE SONGS (1871)

    Мой перевод из Бессмысленной поэзии Эдварда Лира. ‘СВАТОВСТВО ЙОНГИ-БОНГИ-БО’ На брегах Короманделя, В заповедной гуще леса, Где незрелы тыквы…

  • Мой перевод из Эдварда Лира. ФИЛИН И КОШКА

    FROM EDWARD LEAR'S NONSENSE SONGS (1871) ‘ФИЛИН И КОШКА’ I Раз кошка и филин отправились в море В зелёной лодчонке старинной работы, Взяв баночку…

  • Я БЫЛ

    Зачем люди фотографируют сами себя? Для чего художник пишет автопортрет? Что мы ожидаем увидеть, взглянув на себя со стороны? Что хотели бы спрятать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments