Заметка kurchatkinanato заставила и меня задуматься: а как я понимаю счастье? Не то, чтоб данная тема никогда не приходила мне в голову, но почитая себя человеком счастливым, я не озабочен тем, что мне чего-то не додано. По крайней мере, уход человечества от счастливой поры землепашества к постижению истинной сути окружающего физического мира не воспринимался и не воспринимается мной в виде трагедии.
Счастье для меня - это свобода. Но свобода всегда имеет рамки, ограничивающие личность - во-первых из-за физических ограничений организма и во-вторых - из-за необходимости контактов с другими человеческими существами, поэтому полное счастье - идеал, к которому можно только стремиться. Реальное счастье - это свобода жить в обществе людей, чьи убеждения и образ жизни минимально влияют на мой выбор образа жизни и мои убеждения. В качестве главных условий сюда входят свобода передвижения, свобода слова, свобода совести, свобода от предрассудков, свобода выбора занятий и людей, с которыми я согласен иметь отношения.
С точки зрения верующих (к каковым относится и мой виртуальный друг) подобное определение счастья наверняка выглядит ущербным, ибо оно бездуховно и эгоцентрично, а для людей, остро ощущающих себя частью этноса, - оно ещё и антиобщественно.
И всё же на практике я не вижу особого противоречия с ностальгическим вызовом Анатолия Курчаткина. "Вспахать, взборонить землю, посеять зерно, видеть, как оно всходит, как нива начинает колоситься, колос зреет, созревает – и вот ты собираешь урожай, наполняешь им свои закрома. И так каждый год, из года в год, круговорот непрестанного движения к достижимой и достигаемой тобой цели, а ничто не дает такой полноты бытия и такого чувства счастья, как достигнутая цель", - пишет он.
Для меня счастье - семья, друзья и близость к природе. Конечно, я не занимаюсь хлебопашеством, но круглый год работаю у себя в саду - готовя почву для саженцев, пропалывая и удобряя, сажая и убирая урожай, готовя на зиму припасы для себя и раздаривая выращенные мною плоды и овощи друзьям и близким. Эти занятия - мой свободный выбор, не навязанный людьми и не вынужденный жизненными обстоятельствами (скажем, необходимостью выживания), они доставляют мне, уже 78-летнему, радость и конечно же способствуют ощущению счастья. Для счастья мне, однако, необходимо осознание полнейшей добровольности моих занятий, знание того, что если завтра надоест ухаживать за садом-огородом, у меня нет и не будет никаких оснований продолжать заниматься надоевшим делом. То же относится к счастью путешествовать, к моему фото хобби, к музыке, книгам и т.д. Это свобода. И всё это вместе - счастье.
Что касается просвещения и якобы приносимой им многой печали, на это у меня есть простой ответ: анестезия...
А Вы счастливы?