Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Categories:
  • Mood:

ЗНАКОМЬТЕСЬ: PEGGY NOONAN


Умеющие читать по-английски могут познакомиться с полным текстом речи Пегги Нунан здесь.
Для тех, кто испытывает трудности с английскими текстами, я перевёл часть её речи на русский язык.
Cпасибо Игорю Юдовичу за ссылку.




Здесь я хотела бы вкратце остановиться на современной политической сцене.

В октябре прошлого года я писала о Пяти Стадиях Трампа, позаимствовав известную классификацию Кюблера-Росса, касающуюся пяти состояний горя: отрицание, гнев, попытка выторговать спасение, депрессия и принятие неизбежного. Большинство людей, профессионально занимающихся политикой, сейчас застряли где-то между четвёртым и пятым состояниями.

Мистер Трамп будет номинирован республиканской партией, и я не устаю говорить окружающим, что нам всем следует поразмыслить, помедлив в изумлении перед этим фактом. Звезда телевизионных "reality show", делец, торгующий крупной недвижимостью, успешный создатель торговых брендов, человек, никогда в жизни не занимавший никакой выборной должности... Каковым бы ни было ваше личное к нему отношение, за вы или против, - перед этим явлением стоит замереть в изумлении. Справедливости ради следует заметить: на этой стадии избирательной кампании люди, поддерживающие Трампа, отнюдь не злобны, наоборот, они совершенно счастливы - время осуществления их надежд кажется им совсем близким.

В нашей истории никогда не было года, подобного нынешнему, мы его навсегда запомним. И когда я беседую со студентами, когда они спрашивают, всегда ли эдакое политическое шоу сопровождает предвыборную кампанию, я говорю: нет, нет, ТАКОГО никогда не бывало!

Я постоянно размышляю о том, как же так получилось, что именно Доналд Трамп будет номинирован республиканской партией. Есть множество мнений и ответов на этот вопрос, но я всё более склоняюсь к идее того, что в корне сегодняшних событий - вопрос защищённости населения. Эта тема в течение многих лет занимает мой ум. Впервые я писала о ней в своей книге, выпущенной в 2000 году, но сегодня мне ясно, что в последние годы она стала определяющей в динамике развития событий повсюду на Западе.

Формулируется идея весьма просто: в обществе существуют Защищённые и Незащищённые. Защищённые делают политику. Незащищённые вынуждены жить в ней. И в нынешнем году Незащищённые внезапно и мощно самоорганизовались, чтобы дать отпор.

Защищённые - благополучные, уверенные в себе, успешные - те, кто обладают властью или доступом к власти. Они защищены от неустройств нашего мира. Более того - они защищены от мира, который сами и создают. Уже долгое время принципы общественной политики разрабатыватся именно ими.

Это профессиональные политики, лица, занятые в правительстве, и ведущие медийные фигуры. Они живут в приятных и безопасных районах. У них нормально функционирующие семьи, их дети посещают хорошие школы. Эти и многие другие вещи обеспечивают буфферную прокладку между реальным миром и их личным существованием. Некоторые из них - официальные лица в Вашингтоне, из числа министерских, конгрессменов и сенаторов - или в Брюсселе, из числа чиновников Совета Европы - буквально защищены отрядами хорошо вооружённых агентов охраны.

Будучи защищёнными, они, возможно бессознательно, считают себа вправе поступать, как заблагорассудится, навязывая всем остальным реальность, кажущуюся им идеологически правильной. Сами-то они хорошо изолированы от последствий принимаемых ими решений.

Одной из проблем, всколыхнувших Европейский Союз, является иммиграция. Это главный вопрос сегодня - и как реальная, конкретная проблема, но также и как символическая: именно в ней, как в капле воды, отражается дистанция огромного размера между правительствами и гражданами Европы.

А у нас дистанция между Защищёнными и Незащищёнными создала феномен Доналда Трампа.

Британия может из-за этого расстаться с Европейским Союзом. Сказать по-правде, иммиграция - лишь первая из битв разворачивающихся в Европе протестов. Она выступила на первый план из-за небывалого притока беженцев и потому, что Защищённый класс не озаботился найти реалистического выхода из кризиса, созданного его политическими решениями для Незащищённых.

Если ты Незащищённый американец с ограниченными ресурсами и незначительным доступом к стоящим у власти, ты наверняка за последние 20 лет достаточно хорошо ощутил на себе последствия нелегальной иммиграции. Ты знаешь, что Демократы не защитят тебя, а Республиканцы тебе не помогут. Обе партии не заинтересованы контролировать государственную границу. Республиканцы боятся, что их обзовут либералами и расистами, из-за боязни потерять избирателей нового демографического слоя. А Демократам выгодно держать иммиграционный вопрос открытым в качестве рычага против Республиканской партии и для того, чтобы наверняка обеспечить себе голоса испаноязычного сегмента.

Множество американцев страдают от нелегальной иммиграции - от её влияния на рынок рабочей силы, на преступность, от разрушения самого принципа правопорядка в стране. Но Защищённых это никак не касается. Персонально у них всё в порядке, наоборот, есть возможность нанимать работников за более низкую плату.

Для Защищённых этих проблем давно не сущестует. Но Незащищённые долгое время наблюдали за их играми - и всё видели. Они поняли, что Защищённые не собираются их защищать, и сделали вывод: люди наверху не заботятся о стране!

И тогда Незащищённые пришли к выводу о том, что они ничего не должны Истаблишменту (другое слово для обозначения Защищённых) - совсем ничего не должны: никаких привычных правил голосования и никакой партийной лояльности.

Отсюда и вышел Мистер Трамп.

Аналогично в Европе: граждане увидели, что аппарат Европейского Сообщества - наебалово простых людей политической элитой, оперирующей в восхитительной изоляции и озабоченной лишь собственной выгодой.

Событием, качнувшим чашу весов Германии против Ангелы Меркель, стало уродливое происшествие в канун Нового Года, ужас на главной площади Кёльна. Стаи мужчин из недавних иммигрантов подвергли сексуальным издевательствам местных девушек. Да, это была встреча несовместимых культур, но встреча эта не могла быть неожиданностью ни для какого политика, который считал бы нужным задуматься о неизбежных последствиях столкновения культур. Жертвами этого преступного безобразия стали не дочери чиновников Европейского Союза, не дочери членов Бундестага. Это были дочери среднего класса и рабочих. Дочери Незащищённых. Они сперва даже не стали и протестовать против случившегося, понимая, что в существующих европейских реалиях они - НИКТО.

Всё это и определило нынешний политический момент - в Европе и в США поднялась волна протеста Незащищённых. Волна протеста подняла людей, у которых на самом деле не было классовой ненависти к тем, на кого жизнь пролила свои благодеяния, к верящим, что они не просто везуны, но и в самом деле лучше других...

Это страшная черта нашего века: нами правят Защищённые люди, которых не шибко заботит судьба их Незащищённых сограждан.

Но страна не может так дальше существовать.

Главным приоритетом мудрых правительств является реальная жизнь обычных людей, такие правительства заботливо, уважительно относятся к тому, что вызывает беспокойство, тревогу, страх у их граждан. Такой по крайней мере всегда была Америка. Не было этой пропасти между верхами и низами.

Теперь отношение верхов: "Ты сам по себе. И ты лучше поддержи нашу Программу, мелкий расист!"

Социальные философы всегда провозглашали необходимость смены морали для низших слоёв общества.
Мне думается, в сегодняшних условиях сменить мораль следует управляющим классам.

Мне не дано знать, насколько серьёзным видится данный момент Защищённым, осознают ли они свою роль в происходящем.

В заключение я хотела бы сказать вот что. Разные политические деятели много открыли мне за то время, что я была частью испонительной власти, но одно всплывает чаще всего в памяти - разговор с Маргарет Тэтчер, где-то в конце 1990-х, в доме нашего общего знакомого на Лонг-Айленде.

Это было через несколько лет после того, как члены её собственной партии убрали Тэтчер с поста Премьер-Министра в ходе партийного переворота в рядах английских консерваторов. Официально причиной ухода с поста стала защита ею подушного избирательного налога. Маргарет отстаивала изменения в налоговой системе, которые сделали бы систему налогообложения более эффективной, более справедливой, более благоприятной для тех слоёв общества, которым при старой системе было тяжело пробиться наверх.

Однако план оказался крайне непопулярным. Начались демонстрации протеста, давление на парламентариев возрастало, и менее чем через год Маргарет Тэтчер вынуждена была оставить свой пост.

Когда мы с ней беседовали вечером в доме нашего старого друга, Миссис Тэтчер рассказала, чему научил её этот эпизод. Я вообще-то не спрашивала. Не в моих правилах задавать вопросы типа "Расскажите, чему вас научила эта неприятность". Но, мне кажется, она сама хотела поделиться своим опытом. "Я поняла, - сказала она, - что люди ощущают себя живущими гораздо ближе к краю судьбы, чем это понимают политические лидеры; внезапное серьёзное изменение, предложенное политическим деятелем, делает их жизнь не более, но менее защищённой, и политикам следует всегда помнить, насколько силён импульс людей не потерять того, что они имеют..."

Я хотела бы, чтобы элиты стран мира помнили о болезненном опыте, который преподала жизнь Маргарет Тэтчер. Нужно СЛУШАТЬ. Нельзя просто-напросто отметать чаяния людей как расистские и политически-некорректные. Если стремишься руководить, ты обязан отвечать за результат, и твой образ жизни ни в коем случае не должен чрезмерно отличаться от того, как живут люди твоей страны.

Ты должен оставаться - умом и сердцем - одним из сограждан.

Это и всё, что я хотела сказать.
Благодарю вас.


Margaret Ellen "Peggy" Noonan (born Sept 7, 1950) is an American author of several books
on politics, religion, and culture, and a weekly columnist for The Wall Street Journal.
She was a primary speech writer and Special Assistant to President Ronald Reagan.
Five of Noonan's books have been New York Times bestsellers. Noonan is a trustee of
the Manhattan Institute. She has been awarded honorary doctorates from Miami University,
St.John Fisher College, Fairleigh Dickinson University, Adelphi College and St.Francis College.
She was nominated for an Emmy Award for her work on America: "A Tribute to Heroes".


Tags: "народ", europe, Америка, знакомьтесь, история, мастерство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments