"Нельзя после какого-то определенного возрастного порога не думать о смерти. Так мне кажется. Это мое мнение. Которое, однако, разделяется очень многими людьми. Эти размышления и представления о мире "после" традиционно принадлежали религиям. Что, мне представляется, правильно по многим причинам. Самое же главное, в любой религии присутствует Бог, а кому и принадлежат нити наших судеб, как не ему? Любая религия знает множество ясновидцев и духовидцев, которые пусть смутно и невнятно - земным языком не выразить - могут что-то сообщить нам об этой жизни "после". Так что разговоры о смерти вне религиозного сознания и вообще - религиозного ощущения жизни пустопорожни. Не знаю, что собой представляют эти шоу, которые Вы увидели, Артур. Если идут в религиозной оболочке - нормально, если в чисто физической форме (а кажется, что так) - то это недостойно самой высокой (а выше и нет) темы в человеческой жизни ( темы жизни и смерти по сути одна тема).
А то, что Вы не думаете о смерти - это знак Вашей сильной физической природы, которая не исчерпала себя. Думаю, настанет миг, когда эти мысли придут к Вам. Правда, может быть, совсем за минуту "до". Пи такой-то сильной физической природе.
Вот все, что я могу сказать по этому поводу. На заданном уровне разговора. Очень серьезного, подчеркну."
- kurchatkinanato
Дорогой Анатолий,
В целом согласен с Вашим первым постулатом: после какого-то определённого возрастного порога нельзя не думать о смерти. Для меня таким возрастным порогом стал разговор с моей бабушкой, которая, не подумавши, сказала мне шестилетнему: "Ты, внучек, будешь жить до ста лет!" Эта фраза привела меня в совершеннейший ужас: "Как это до ста, а потом!?..." Последовали неубедительные и ещё более ужасные пояснения касательно того, что все люди смертны. Это был шок, разбудивший естественное для ребёнка желание найти способ избежать смерти. Ещё долго в канун каждого следующего дня рождения я с тревогой подсчитывал, что вот, теперь мне осталось ещё на год меньше жить: 93... 92... 91... 90... Потом повзрослел.
В основе всех главных религий лежат страх смерти и наивная детская вера в то, что если угождать некому Непознаваемому Могущественному Высшему Существу, то можно исхитриться обрести бессмертие. Это благой самообман, который тем не менее позволяет людям выжить перед лицом страха смерти. Так мне кажется. Это моё мнение. Которое разделяется меньшинством. Хотя, конечно, вопросы истины не решаются большинством голосов (я вообще всегда чувствовал себя более комфортно, осознавая свою принадлежность к меньшинству).
Сведение вопроса о жизни и смерти к религиозному спору убивает возможность интеллектуальной дискуссии: я давно убедился в бесполезности споров на религиозные темы, постараюсь и на сей раз раз обойти этот провал стороной. Поэтому не стану пускаться в обсуждение риторики о присутствии "Бога, а кому и принадлежат нити наших судеб, как не ему?" Личности, признаваемые религиями в качестве "ясновидцев и духовидцев", в среде близких мне по мировоззрению людей именуются "шарлатанами" - поскольку никакие из их утверждений достоверно не проверяемы научным опытом. Как в старом идишском анекдоте, "говорите и вы!"
Будучи агностиком, я могу обсуждать данный вопрос только "вне религиозного сознания и вообще - религиозного ощущения жизни". Вы называете такой подход пустопорожним. Ну что поделаешь, нет у меня этого колеса! Значит ли, что мы с Вами вообще не можем обменяться соображениями о том, насколько жизнь и смерть представляют собой одну тему? Мне так не кажется. Попробую высказать свой, нерелигиозный взгляд. Он отнюдь не оригинален. Много [хотя и меньшинство] людей высказывали его до меня.
Я отнюдь не богоборец. Вопросы существования или несуществования ответственного за всё Высшего Разума меня не занимают просто потому что ничего не добавляют к объяснению окружающего. Я обхожусь без этого предположения, не добавляющего ни понимания явлений органической жизни, ни понимания смерти. Я не верю, что жизнь была "дарована" мне с какой бы то ни было "целью" - точно в той же мере, как и любимой мною собаке, посаженному мною дереву или улиткам, жующим салат у меня на грядках. Так же, как они, я в своё время (уже совсем скоро) умру, и составляющие меня атомы вернутся в природу. В этом и есть моё относительное бессмертие.
Мысль об этом меня, взрослого человека, не пугает. Я уже знаю, что смерть - естественный результат энтропии, ведущей борьбу против упорядоченности, начиная с самого рождения живого организма. Второй закон термодинамики. Меня пугают другие вещи, главным образом связанные с болевыми ощущениями или старческой немощью в конце жизни в приюте для престарелых.
Размышляя логически: что полезнее для моего здоровья как личности - раздумывать над неизбежностью смерти, так и эдак примерять её на себя, депрессировать и этим отравлять оставшуюся жизнь - или сконцентрироваться на получении максимального удовольствия от оставшихся дней восхитительной, неповторимой и оттого ещё более драгоценной жизни?
Для меня ответ на этот вопрос ясен.
И потому я не трачу времени, размышляя о смерти.
Пока я жив, смерти нет, а после - всё безразлично, ибо меня уже не будет.
Это оптимизм агностика, недоступный людям с религиозным образом мышления.
Я очень люблю места, в которых мне довелось жить на старости лет, свой дом и сад, ухоженный моими трудами, и я мечтаю, чтобы, когда меня не будет, здесь жила моя внучка Алёнушка. Ей нравится этот дом, и ей здесь будет хорошо ЖИТЬ.
Поднимаю бокал красного калифорнийского вина за Ваше здоровье, Анатолий!