Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Categories:

ЗАПРЕЩЕННЫЕ В СССР ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФОТОГРАФИИ

Originally posted by pyzhik_chizhik at Запрещённые в СССР документальные фотографии
Оригинал взят у vakin в Запрещённые в СССР документальные фотографии

Группа ТРИВА — это фотографы Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов, работавшие на рубеже 70–80-х годов при Кузнецком металлургическом комбинате (КМК). Впрочем, хроники работы завода среди их снимков — в абсолютном меньшинстве. Однажды их выгнали с основного места работы за очернение социалистического образа жизни, им пришлось уничтожить часть архивов, и они стали свободно заниматься фотографией.

«Мы брали в руки фотоаппарат и в свободном режиме шли по улице, называя это „свободной охотой“ и не имея никакой конечной цели. Только в этом режиме я приходил с полной пленкой материала», — рассказывает Владимир Соколаев — один из участников группы.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Джоконда на профессиональном конкурсе буровиков. Поселок Елань, Новокузнецк.

Участники ТРИВА не расставались с камерами и за пределами завода и рабочего дня. В результате большая часть работ — это повседневные сценки на улицах Новокузнецка 80-х годов.

Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное — полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.

Этот принцип невмешательства был весьма нетипичен для официальной советской фотографии, где часто даже известные исторические фото (например, «Знамя Победы над Рейхстагом») разыграны перед камерой. «В СССР 90 % газетной фотографии снимались как кино, начиная с подбора реквизита, — комментирует куратор Евгений Иванов. — Надо снять героя-тракториста? Переоденем его и поставим не возле трактора, на котором он работает, а возле нового трактора. От фотографа требовалась не реальная жизнь, а жизнь такая, какой она должна быть, отредактированная в идеологических целях».

Отказаться от постановки и снимать жизнь как есть, в том числе и в сложных условиях (например, заводских цехов), фотографы ТРИВА смогли в том числе и благодаря тому, что на рубеже 70–80-х годов у них завелись японские «Кэноны» и немецкие «Лейки». Отвечая на вопросы новосибирской публики, приехавший на открытие участник ТРИВА Владимир Соколаев рассказал, что «Зенитом» и другими советскими камерами многое из показанного снять бы не удалось, да и вообще обретение «Кэнона» стало для группы поворотным моментом.

Полный отказ от припудривания реальности в итоге и прекратил официальное существование группы ТРИВА. Она была официально зарегистрирована в 1981 году, успела принять участие в 19 выставках (в том числе и зарубежных), но в начале 1982-го партийные чиновники и КГБ заподозрили в стилистике ТРИВА очернение социалистического образа жизни.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Молодой отец с приятелем у роддома №1. Новокузнецк, 1980 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Ощущение материнства. Роддом No.1. Новокузнецк, 29.06.1981 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Пельмени у родственников. Краснослободск. Волгоградская область. 1982 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Покупка зимнего пальто. Универмаг. Новокузнецк. 1981 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Приемщики стеклотары, Новокузнецк, 1982 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Врач в окне регистратуры. Горно-Алтайск. 1990 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Братья. Новокузнецк. Кузбасс. Сибирь. 9.04.1985 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Женский хор. Городской праздник песни на Театральной площади. 3.06.1979 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Родительский день в пионерлагере. Зенково. Прокопьевский район. 14.07.1985 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Свадьба в селе Елыкаево. Кузбасс. 1979 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Счастье, проходящее мимо», Новокузнецк, 1 мая 1983 года

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Cнег на коксовой батарее», Коксохим КМК, 27 ноября 1979 года.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Праздник Масленицы у шахтеров», Новокузнецк, 1984 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Заливка льда на стадионе „Металлург“», Новокузнецк, 11 февраля 1984 года.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Торжественная регистрация новорожденного», ЗАГС Центрального района, 1 октября 1983 года.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике», школа № 62, Новокузнецк, Сибирь. 10 апреля 1983 года.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Электрослесарь на коксовой батарее», КМК, Новокузнецк, 1980 год. Это фото — слегка абсурдистское и сюрреалистичное — выглядит задуманным специально, но это не так. На нем изображен мастер, пришедший в цех КМК чинить часы, но у коксовой батареи местами выделяется газ, от которого человек пьянеет. Опьяневший мастер вышел на улицу, чтобы прийти в себя на свежем воздухе, — и его снял проходивший мимо фотограф Владимир Воробьев.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Опала куриной тушки»

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Коридор роддома. Кефир после родов», 1-й клинический роддом, Новокузнецк, Сибирь, 29 июня 1981 года.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Книжный магазин. Отдел букинистической литературы», Улица Кирова, Новокузнецк, Сибирь. 21 января 1983 года.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Венок для собаки». Дети пришли в школу и увидели собаку, которую решили одарить цветами.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Игры в «резинку», двор на улице в Тольятти, 9 мая 1985 года.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Один в ванной», пока надевают сухие штаны на одного ребенка, другой дожидается своей очереди в ванной, Дом ребенка № 2. Новокузнецк, 29 мая 1981 года.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Перекур на газовом баллоне» На самом деле, на кислородном баллоне, что, впрочем, не менее опасно.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
«Люди в очереди», Новокузнецк, 1982 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Женщина с суповым набором. Новокузнецк, 1984 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Пассажирка последнего вагона. Новокузнецк. 1983 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Атлеты, бросающие бревно. Парк ВОДНАЯ. Новокузнецк. 28.06.1987 год.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Похороны Генерального секретаря КПСС Юрия Андропова в актовом зале ЗСГУ. Новокузнецк.

Запрещённые в СССР документальные фотографии
Новосел Ордженикидзевского района. Новокузнецк. 1984 год.


Запрещённые в СССР документальные фотографии

Запрещённые в СССР документальные фотографии

Запрещённые в СССР документальные фотографии

Источник - Фотохронограф
via pryf.livejournal.com


Tags: Империя, история, чужие фото
Subscribe

  • ЭДУАРД ТОПОЛЬ:

    Есть две Руси. Первая – Киевская имеет свои корни в культуре западного мира с их идеями чести, свободы, справедливости. А есть еще другая…

  • ПИШЕТ ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ:

    2024-06-02 22:55:00 йес, ю кен Алексей Владимирович Кан — патриотическое лицо сегодняшней России. 67-летнему педиатру Надежде…

  • ИГОРЬ ПОНОЧЕВНЫЙ:

    May 5 at 10:06 AM · Некоторые люди в России, осуждающие войну, отвечают: «Ну, куда мы поедем? Тут наш дом, родители, дети, дерево, бизнес, etc.»…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • ЭДУАРД ТОПОЛЬ:

    Есть две Руси. Первая – Киевская имеет свои корни в культуре западного мира с их идеями чести, свободы, справедливости. А есть еще другая…

  • ПИШЕТ ДМИТРИЙ ЧЕРНЫШЕВ:

    2024-06-02 22:55:00 йес, ю кен Алексей Владимирович Кан — патриотическое лицо сегодняшней России. 67-летнему педиатру Надежде…

  • ИГОРЬ ПОНОЧЕВНЫЙ:

    May 5 at 10:06 AM · Некоторые люди в России, осуждающие войну, отвечают: «Ну, куда мы поедем? Тут наш дом, родители, дети, дерево, бизнес, etc.»…