До 18 века в России не было заметного еврейского присутствия со времён Ивана Грозного - после того как во время захвата Полоцка в феврале 1563 года он приказал трёмстам местным евреям немедля и безоговорочно креститься, и после их отказа, все 300 были утоплены в Двине.
После раздела Польши в конце 18-го века Россия, до того запрещавшая въезд евреев в страну, внезапно стала государством, в котором жило около половины всех евреев мира. Евреям была выделена черта оседлости, вне которой, за редкими исключениями для очень богатых людей, евреям было запрещено селиться. Императрица Елизавета, которой предложено было пригласить в страну евреев с целью коммерческих выгод, ответила: "От врагов Христа мне не нужно никакой прибыли". Когда Екатерина II издала вердикт, приглашающий иностранцев селиться в центральной России, в нём специально было оговорено "все кроме евреев".
Первый известный мне случай кровавого навета в России - Сенное, под Велижем, год 1799: незадолго до еврейской пасхи четверо евреев были арестованы после того, как был найден женский труп со следами насильственной смерти. Вскоре после этого поэт Гаврило Державин был назначен царём расследовать детали еврейского быта и дать предложения о статусе евреев в Российской империи. Результатом державинского расследования были замечательные выводы об экономическим паразитизме еврейской общины, о том, что еврейская община воспроизводит преступников и укрывает их от закона. Державин также обнаружил (???), что евреи используют кровь православных в своих тайных целях. "Когда бы сам я встретился с подобными преступлениями, совершенными безграмотными фанатиками, я бы не преминул заметить, что справедливость требует не оставить их без внимания." Так к началу 19 века была заложена официальная версия кровавого навета.
По приказу Александра I велижские евреи были обвинены в использовании христианской крови в ритуальных целях. Судебная комедия продолжалась более 10 лет, и в конце концов за полным неимением доказательств евреев отпустили на свободу. Несмотря на это, пришедший к власти Николай I заявил "Среди евреев есть дикие фанатики или секты, которым требуется христианская кровь в ритуальных целях" - и царь отказался подписать подготовленный для него после велижского суда циркуляр, призывавший не использовать кровавый навет для беспочвенных обвинений.
Вслед за этим несколько процессов с обвинением в ритуальном использовании крови прошли в еврейских местечках Ковно, Заслав, Волынь. Позже - в Саратове. Наконец в 1855 году была назначена комиссия по расследованию обвинений в кровавом навете. Результаты расследования были весьма определёнными: не найдено никаких доказательств огульным обвинениям евреев в ритуальном использовании крови. Несмотря на эти выводы, множеством добровольных "экспертов" были опубликованы книги, в деталях описывающие процедуры использования евреями христианской крови (например, книги Лютостанского, Пранатиса и проч.)
В 1827 году был издан указ, объявлявший воинскую службу для евреев. Возраст призыва, объявленный этим указом, был 12 лет! Еврейские дети изымались из семьи ещё до достижения бар-мицвы с целью "обучения их для службы в армии" (обучение под угрозой голода и порки). Этих детей-новобранцев называли кантонистами. С 18 лет они отправлялись служить в армию на 25 лет, и в течение всей длительности службы их приказано было "готовить к принятию христианства". Руководители еврейских общин были лично ответственны за выполнение квот по набору кантонистов. Детей выкрадывали по ночам из родительских домов, под крики и завывания родителей, знавших, что больше им никогда не увидеть своих мальчиков. Во многих случаях выкрадывали 8-летних детей и держали их в заключении под замком в бараках до достижения 12-летнего возраста, когда их можно было уже сдать в армию. Наиболее жёстко эта система действовала во времена Крымской Войны, когда с каждой общины требовалась квота в 30 детей в год на каждую тысячу мужчин.
В возрасте 12 лет этих детей отправляли из черты оседлости в Сибирь (путешествие занимало несколько недель). Герцен описывал встречу с конвоем кантонистов в 1835 году. Начальник конвоя пожаловался ему (мой обратный перевод с английского): "Еврейчик - слабое, тщедушное существо... не привычное месить гразь на дороге по десять часов в день, есть пайку среди незнакомцев и жить без родительских ласк - то-то они все кашляют и кашляют, пока не докашляются до могилы. Нам удаётся меньше половины их доставлять к месту назначения - они просто дохнут, как мухи." Он указал пальцем на землю: "Мы уже потеряли половину в пути".
Времена Александра III, известные историкам как годы реакции (Монархия, Православие и Национализм), были отмечены насаждаемым сверху антисемитизмом, который официальной пропагандой объяснялся как «народное юдофобство», направленное против «христоубийц». Царские власти спровоцировали волну убийственных погромов, прокатившуюся по юго-западной части страны в 1881 году, когда евреев ложно обвинили в «убийстве Царя-Освободителя» Александра Второго. Погромы охватили 166 городов и местечек. Были разрушены тысячи еврейских домов, сотни людей были убиты, тысячи ранены, еврейские женщины изнасилованы погромщиками, массы людей обречены на полнейшую нищету.
Генерал-Прокуратор Святейшего Синода, личный друг и советник царя Константин Победоносцев заявил, что трети российских евреев придётся убраться из страны, трети – выкреститься в православие, и трети – приготовиться к нищете и голоду. Выпущенный под его эгидой новый свод законов должен был позаботиться об исполнении этих «предвидений». Волна за волной, вплоть до 1884 года, в черте оседлости проходили всё новые и новые погромы, во многих случаях инициированные самими правоохранительными органами.
В 1887 году были введены новые квоты на приём евреев в средние и высшие учебные заведения: не более 10% в пределах черты оседлости, не более 5% вне черты оседлости, причём в Москве и Петербурге – не более 3%. Закон строжайше запрещал евреям заниматься многими профессиями (им разрешалось торговать водкой и давать деньги в рассрочку, что отнюдь не увеличивало симпатий к ним со стороны населения). В 1886-ом году был издан указ о выселении евреев из Киева. В 1891 году Москва была очищена от евреев (за исключением тех, кто были признаны «полезными евреями» - кстати, этот термин был впоследствии повторён дословно в гитлеровском Третьем Райхе – я уже писал об этом). По почину брата царя, в Москве была закрыта новая, только что построенная синагога.
В 1892 году Городскими Установлениями евреям было запрещено участие в выборах в местные Городские Думы, даже в тех городах, где они составляли большинство населения.
В результате этих мер с 1880 по 1920 год более чем два миллиона евреев бежали из России. Большая их часть осела в Соединённых Штатах. Многие направились в Палестину – это была первая алия. Так Россия, сама того не желая, положила начало возрождению Еврейского Государства на исторической родине.
Следующая волна погромов относится к 1903-1906 годам. 2000 евреев былы убиты в погромах, организованных царской Охранкой. Ещё больше евреев было убито в послереволющионных погромах – у разных авторов цифры колеблются от 75000 до 250000. В результате в стране осталось более 300000 еврейских сирот. Евреев били все – в 887 массовых погромах, прошедших на Украине в 1917-1918 годах, 40% были организованы петлюровцами, 25% - зелёными, 17% - белыми и около 9% - красными.
А потом были сталинские репрессии, комиссары, чистки, разгром еврейского антифашистского комитета, борьба с космополитизмом, дело врачей, планы выселения в Сибирь, смерть усатого тирана, преследования диссидентов, ОВИРы, новые волны погромов и новые волны эмиграции...
Для тех, кто интересуется современными отчётами о проявлениях юдофобии в России, - вы найдёте исчерпывающие и, к сожалению, быстро растущие летописи в UCSJ Russia Regional Reports, на подобие этого вот, например: http://www.fsumonitor.com/99report/aschron.pdf