Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Category:
  • Mood:

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

 
«Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [...]. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»
- Д. А. Медведев
Три года назад в газете «Московский комсомолец» (№ 46 от 11.11.2009 г.) было опубликовано чудовищное по изложенным в нём фактам интервью с А. В. Николаевой, доцентом кафедры стилистики русского языка факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Кандидат филологических наук, Анастасия Владимировна читает лекции и ведёт семинары для студентов 1 курса дневного и вечернего отделений факультета журналистики. В интервью «Московскому комсомольцу» она рассказала, что на факультете существует такая практика: ежегодно студенты-первокурсники пишут диктант для выявления уровня их знаний по современному русскому литературному языку. Под катом - текст интервью, данного А. В. Николаевой три года назад.
"Нез наю", "генирал" и "через-чюр" — возможно, именно такое написание слов мы увидим в газетах лет через пять, когда нынешние первокурсники факультета журналистики МГУ получат свои дипломы. Вот такие феноменальные результаты продемонстрировали набранные с помощью ЕГЭ студенты, среди которых есть даже стобалльники. Как и ожидалось, проверочные работы новобранцев в вузах обернулись скандалом.


- Первокурсники журфака только что написали проверочный диктант по русскому языку. Подтвердили ли они оценки, с которыми поступали?

- Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове по 3-4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Понять многие слова просто невозможно. Фактически это и не слова, а их условное воспроизведение.

- То есть?

- Ну что такое, например, по-вашему, "рыца"? Рыться. Или, скажем, "поциэнт" (пациент), "удастса" (удастся), "врочи" (врачи), "нез наю" (не знаю), "генирал", "через-чюр", "оррестовать". Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок.

По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян.

- У вас, и правда, был такой слабый набор?

- В том-то и дело, что формально сильный: средний балл по русскому языку - 83. То есть не просто «пятерка», а «суперпятерка», поскольку отличная оценка по русскому языку в этом году начиналась с 65 баллов.

И это очень скверно, поскольку, когда ребята завалят первую же сессию, нам скажут: «Вы получили «супертовар». А сейчас ребята не могут воспроизвести простеньких русских слов. Как это вам удалось сделать из суперотличников супердвоечников?!»

Кстати, в этом году благодаря ЕГЭ победители олимпиад и золотые медалисты не смогли поступить на дневное отделение: все они учатся на вечернем. Мало и москвичей. Впрочем, журфаку еще грех жаловаться. Сколько-то самых безнадежных студентов нам удалось отсечь с помощью творческого конкурса. А вот что получил, скажем, филфак, страшно даже подумать. Это национальная катастрофа!

- В чем ее причина?

- В какой-то степени в «олбанском» интернет-языке. Однако главная беда - ЕГЭ. По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями - все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки.
В итоге, они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик. Плюс колоссальные лакуны в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что университет был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине.

- С этим можно что-то сделать?

- По итогам диктанта прошло заседание факультетского ученого совета. Вырабатываем экстренные меры по ликбезу. Сделаем, конечно, что сможем, но надо понимать: компенсировать пробелы с возрастом все труднее, и наверняка выявятся ребята необучаемые. Да и часов на эти занятия в нашем учебном плане нет. Так что, боюсь, кого-то придется отчислить, хотя ребята не дебилы, а жертвы серьезной педагогической запущенности.

- Многих можете потерять?

- Не исключаю, что каждого пятого первокурсника. ЕГЭ уничтожил наше образование на корню. Это бессовестный обман в национальном масштабе. Суровый, бесчеловечный эксперимент, который провели над нормальными здоровыми детьми, и мы расплатимся за него полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни говорить, идут на все специальности: медиков, физиков-ядерщиков. И это еще не самое страшное.

Дети не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это не край бездны: мы уже на дне.

Ребята, кстати, и сами понимают, что дело плохо, хотят учиться, готовы бегать по дополнительным занятиям. С некоторыми, например, мы писали диктант в виде любовной записки. Девчонки сделали по 15 ошибок и расплакались.
 

Вопрос к россиянам: улучшилось ли что-либо в обучении школьников грамоте за прошедшие три года?
Tags: Россия, культур-мультур
Subscribe

  • И НИКОГДА ТУДА НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ

    Один не слишком умный собеседник снисходительно назвал меня патриотом Украины. Я возразил: невозможно быть патриотом страны, в которой никогда не…

  • 1949

    Мироздание наделило меня двумя дарами: долгой жизнью и функционирующей памятью. События давних лет живы в этом мозгу. Старая, но прочно сделанная…

  • СТЕРЖЕНЬ

    Мимо успехов и поисков радости К смерти наощупь брести неуверенно. Жизнь стала строже и проще на старости. Стержень внутри. Остальное утеряно.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 91 comments

  • И НИКОГДА ТУДА НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ

    Один не слишком умный собеседник снисходительно назвал меня патриотом Украины. Я возразил: невозможно быть патриотом страны, в которой никогда не…

  • 1949

    Мироздание наделило меня двумя дарами: долгой жизнью и функционирующей памятью. События давних лет живы в этом мозгу. Старая, но прочно сделанная…

  • СТЕРЖЕНЬ

    Мимо успехов и поисков радости К смерти наощупь брести неуверенно. Жизнь стала строже и проще на старости. Стержень внутри. Остальное утеряно.…