Faibanks to Denali.
Alaska Railway.
Denali Village.
Sled Dogs.
Строительство железной дороги на Аляске началось в 1915 году и закончилось в 1923. Путешествуя сегодня в комфортабельном двухэтажном вагоне, верхний этаж которого отделён от внешнего мира прозрачным пластиком, а первый выполняет роль вагона-ресторана, путешественник не испытывает ни ледяного ветра, ни гнуса, ни голода. В общем: «Папенька, кто строил эту дорогу?»...
Несколько фотографий, сделанных мной в пути, сняты через вагонное стекло, и потому лишены натуральных красок и контраста, за что я приношу свои нижайшие извинения фото-пуристам.
Дорога от Фэйрбэнкса идёт вдоль берега речки Ненана. Ненана питает реку Танана, а та впадает в Юкон, истоки которого лежат в канадской British Columbia и который несёт свои воды через весь штат на восток в Берингово Море. Ненана сперва течёт по равнинной, местами болотистой тундре, где царствует Его Величество Гнус, которого обитатели остроумно кличут Неофициальной Птицей Штата Аляска.
Я был удивлён, увидев на одном из притоков бобровую плотину, и отправился расспрашивать туземцев, как могут бобры зимовать в месте, где реки покрываются метровым льдом.
Мне объяснили, что для строительства зимнего домика бобрам нужно, чтобы внизу подо льдом, на глубине 3-4 футов оставалась незамерзающая вода, а мороз их не беспокоит.
Мост через реку Ненана - MEARS MEMORIAL BRIDGE – 700-футовое стальное сооружение с одним из самых длинных пролётов для неподвесных мостов. Он был возведен последним из всех строений аляскинской железной дороги, в 1923 году и посвящён Президенту Уоррену Хардингу.
У слияния рек Ненана и Танана стоит крохотный городок, тоже называющийся Ненана (население 341 человек: 180 мужчин, 161 женщина, подушный доход: $24,000). Здесь на берегу реки, вблизи наблюдательной башни, рядом с железнодорожными путями стоит раскрашенная чёрно-белым здоровенная сваренная из труб пирамида, которая, как оказалось, имеет важное значение в культурной жизни штата.
И треножник, и башня с часами - атрибуты одного из популярных на Аляске развлечений, начало которому было положено в 1917 году. Той зимой рабочие-строители железной дороги собрались в посёлке в ожидании момента, когда река освободится от льда, чтобы баржи могли доставить необходимые для строительства материалы и припасы. От нечего делать они стали заключать пари о том, когда именно вскроется река. Было решено поставить на лёд ярко раскрашенную треногу, и следить, в какой момент она пересечёт траверс показанной на фото башни. Ставки принимались с точностью до минуты. К пирамиде был привязан трос, останавливающий часы на башне.
С тех пор в этом «дерби», получившим название Nenana Ice Classic, ежегодно участвует множество жителей со всех территорий Аляски. Ставки делают не только в городке, но и в удалённых городках и посёлках – по телефону или с помощью интернета. В этом году лёд официально тронулся 4 мая, в 4:24 пополудни.
Среди участников лотереи было трое выигравших главный приз, которые разделили между собой сумму в $279,030. Общее число выигрышей – 22. Jackpot (сумма «банка») = $338,062.00. Выплата 2011 года была рекордной за все 94 года проведения дерби Nenana Ice Classic - и существенно превышала те восемьсот долларов, которые достались выигравшим в 1917 году...
Меня тут давеча спрашивали, как я готовлюсь к путешествиям, каким образом выбираю маршрут. Трудно ответить однозначно. Иногда попадается что-нибудь такое, что вдруг привлекает тебя в описаниях какого-то места...Если вы читаете по-английски и если вам интересно, как живут и о чём думают и говорят люди, живущие в в удалении от центров вашей цивилизации, почитайте вот это короткое эссе, написанное жителем населённого пункта по имени Ненана: http://rivahman.blogspot.com/2010/03/river-names.htmlРаз уж я взялся рассказывать истории, связанные с аляскинской железной дорогой, трудно удержаться от соблазна рассказать ещё одну характерную для этих мест быль.
Неподалеку от моста, показанного на фото выше, возле посёлка под названием Ferry, строители железной дороги возвели ещё один мост, покороче, через речку Ненана. Городишко этот располагался на обеих берегах реки. В северной части городка была лавка торговавшая «шевроле», в южной – такая же лавка, торговавшая «фордами». Горсовет, однако был только один, и располагался он на южном берегу. А лавка, торговавшая оружием и патронами бобосновалась, напротив, на северном берегу и т.п. Родичи жили, разделённые рекой, и чтобы повидать близких или сделать какие-то закупки, приходилось пользоваться паромной переправой, находившейся в 9 милях вверх по течению реки (в переводе на русский Ferry означает «паромная переправа»). Естественно, такое положение дел представляло существенные неудобства. Поэтому, когда Alaska Railway построила железнодорожный мост, напрямик соединявший обе части посёлка, жители воспряли духом и ничтоже сумняшеся стали ходить пешком через мост – прямо по шпалам! - в гости к родичам и за покупками на другую сторону реки. Естественно, администрацию железной дороги такое безобразие крайне взволновало: в случае любого несчастного случая им пришлось бы нести ответственность. С обеих сторон моста были вывешены огромные знаки, запрещавшие пешеходное движение по мосту. Результат у этой меры был неожиданным. Теперь для того, чтобы навестить часть города на противоположном берегу, горожане Ferry стали загонять на дорожное полотно свои грузовички. Формально они не нарушали запрета на пешеходное движение. Грузовик – не пешеход. Когда об этих возмутительных безобразиях стало известно бюрократам из Alaska Railway, было решено выставить у моста вооружённую охрану. Теперь уже жители посёлка Ferry обиделись не на шутку. Долго кипели страсти. В конце концов мэр города предложил осуществить акцию, которая была призвана в полной мере продемонстрировать железной дороге возмущение населённого пункта. Пассажиров следующего поезда возле моста ожидала необычная картинка: всё население Ferry выстроилось в ряд по ходу поезда, люди спустили штаны и обратили голые жопы в сторону проходящих вагонов. Все мужчины, женщины и дети, достигшие трёхлетнего возраста, жившие в южной части посёлка, включая самого мэра (общим числом 31) обратили лики полной луны в сторону железной дороги. С тех пор каждый год в этот день всё население посёлка Ferry неуклонно повторяет славную традицию, и проводники поезда, в котором мы ехали, с удовольствием обсуждали детали недавней демонстрации этого года...
Так выглядят кухни вагон-ресторанов в поездах Alaska Railway:
Alaska Railway предлагает путешественнику напитки, описанные традиционно с местным колоритом:
Еда не чересчур разнообразная, состоящая главным образом из омлета со всякими добавками. Зато пиво – Alaska Amber – вполне достойного качества... правда, о пиве я уже писал...
С парой бутылок пива жизнь становится лучше, жизнь становится веселее, да и время быстрей движется. Неожиданно замечаешь, что реки больше не видно, а поезд идёт в узком и глубоком ущелье
Откосы ущелья сложены ярко окрашенными известняками, которые у нас в Калифорнии называют «мыльным камнем».
Известняки вскоре сменяются серыми, потом сверкающими чёрым породами. Оказывается, это каменный уголь. Добываемый здесь уголь частично используют на построенной недавно электростанции...
...но значительная часть угля транспортируется по железной дороге на юг, в Сюард, там он перегружается на сухогрузы, доставляющие аляскинский уголёк в страны тихоокеанского региона, главным образом – в Корею.
Короткий подъём в горы, и поезд подходит, наконец к платформе Denali Village. Здесь нам выгружаться. Чемоданы уже доставлены и ждут нас в нашем номере бунгало McKinley Chalet Resort.
А так выглядят сами бунгало:
Из нашего окошка открывался замечательный вид на окружающие деревню горы, склоны которых были покрыты тайгой, на речушку, страмительно сбегавшую с гор. Было тихо и уютно... совсем как у меня дома.
К тому же нас пришёл поздравить с прибытием в Denali бельчонок, совсем ничего не боящийся, напротив, явно и нагло выпрашивавший чего-нибудь съестного. Но вокруг висели плакатики с требованием не кормить "wild life", так что бельчонок удалился, не солоно хлебавши.
А вокруг расстилалась совершенно потрясающая тайга и воздух был наполнен запахом диких трав.
Пока Тоня принимала непременный «после дороги» душ, я спустился побродить среди деревьев. Наткнулся на заросли брусники.
А потом мы отправились в центр деревушки, поискать, где можно съесть приличный ланч. Так выглядит центр деревни:
После чтения меню и недолгих споров мне удалось уболтать женщину перекусить в местной пиццерии, где к тому же варят собственное пиво. Стратегически правильное решение! Пицца была лучшей из всех, которые я когда-либо ел в США, пиво было свежим, душистым и вкусным... А может, мы просто проголодались с дороги. Полутьма, царившая в пиццерии должна была символизировать sophistication, ambiance & special local flair, что подчёркивалось люстрой из оленьих рогов и картинками из жизни индейцев, вряд ли имевших непосредственное отношение к пицце и пиву
Порции были огромными. Мы так наелись, что еле выползли на свет божий. На веранде в горшках стояли невиданных размеров цветы. Так выглядят георгины в Денали:
Пиццерия проводила нас дружелюбным советом держать порох сухим.
Я сказал, что после такой обильной еды следовало бы никуда больше не шастать, а посидеть и дать пиву время обо всём договориться с пиццей. Но женщине как раз хотелось шастать. «Посиди здесь, я посмотрю, чем они торгуют», - пропела она и исчезла, оставив меня на скамье под многозначительной надписью «Another husband’s Waiting Bench»
Немного посидев, я отправился на поиски супруги, но быстро обнаружил, что здешний ассортимент несколько уступает сан-францисскому Nordstom’у. Я понял, что ждать мне здесь недолго, и вернулся на Скамью Ожидающих Мужей. Вот такой ассортимент товаров в Denali Village:
Вечером мы сделали стратегическую ошибку, отправившись обедать в кафешку нашего курорта. Еда была безвкусной, выбор вин паршивым, цены... ну ладно, что уж о ценах на вино говорить в этой глуши... Зато сидевшая рядом с нами семья эскимосов пожирала всё в необычайных количествах и с аппетитом. Я стал их фотографировать, но они заметили и начали прятать лица, кто знает, может это против обычаев их племени...
Обслуживала нас девчушка с явно славянским акцентом, и я поинтересовался, из каких она мест. Оказалось – студентка из Болгарии.
Мы разговорились, и она объяснила, каким образом оказалась в аляскинской глубинке. В действие приведен великолепный план, предпринятый штатом Аляска по собственной инициативе, без подсказок обамовского Госдепартамента. Поскольку туристский сезон в Аляске продолжается всего три летних месяца, руководство штата решило во время оно привлекать на летние работы студентов университетов со всего мира, у которых как раз в это время каникулы. Студентам упростили получение трёхмесячных рабочих виз. Это даёт им возможность подзаработать достаточно денег на обучение и усовершенствовать знание английского. После конца сезона, к началу учебного года они возвращаются к себе домой. Так штат Аляска разрешил серьёзную проблему обеспечения себя сезонной рабочей силой на время турсезона. Мы потом встречали в разных местах множество студентов из Болгарии, Сербии, России, даже из Африки. Но больше всего – из Украины. Я потом расскажу подробнее о некоторых из этих встреч.
А теперь несколько слов о посещении «собачьего шоу», организуемого для туристов рейнджерами Национального Парка Денали. Демонстрация посвящена разведению ездовых собак и искусству "dog mushing" – управлению собачьей упряжкой. Между ездовыми собаками и человеком, управляющим упряжкой существуют особые отношения: выживание каждой из сторон в жестокие северные зимы зависит в равной мере и от человека, и от собак.
Зимой в Национальном Парке запрещено использование любых механизмов – моторизованных саней, снегоочистителей и проч. Всё сделано для того, чтобы предоставить диким обитателям Парка возможность существовать в нетронутых прогрессом естественных природных условиях. Поэтому 9 месяцев в году Park rangers могут выполнять свои служебные обязанности только с помощью своих ездовых собак.
Откуда взялись эти собаки?
После открытия золота на Аляску двинулось несметное число искателей быстрого обогащения. Поскольку здесь не было дорог, передвигаться можно было только по рекам и – на собачьих упряжках. Цена на ездовых собак мгновенно подскочила до невиданных высот, и управление территориями ввело закон: каждый въезжающий в Аляску обязан был везти с собой собственную упряжку собак. Без этого въезд на территории был запрещён. В результате этих мер все бродячие псы западного побережья Штатов – от Сан-Франциско до Сиэттла – были пойманы, скуплены и отправились, вместе с запасами провизии, патронами и хозяевами, на дальний север. На Аляску прибывали собаки самых разнообразных пород – овчарки, лабрадоры, колли, мастифы, терьеры, сен-бернары - всё что угодно, от краденных пуделей до дворняжек. Многие из этих собак не пережили своей первой зимы на Аляске. Зато те, что выжили и дали потомство, в скором времени закрепили в этой новой и странной местной породе способность ночевать на снегу, питаться мороженой рыбой, бежать по 12 часов в день в упряжке и тянуть за собой по 50 фунтов груза. Никого никогда не интересовало, как выглядит эта порода, поэтому сегодня не существует никаких особых внешних физических характеристик, отличающих аляскинских ездовых собак. Это собаки разной масти, они разнятся по росту, у них могут быть голубые или карие глаза, собаки выполняют разные функции в упряжке, но все они – рабочие ездовые собаки.
Ну вот, а теперь фотографии.
Этого пса зовут Bear, видно по цвету шерсти, напоминающей медвежью шкуру:
Тоня с собакой по имени Muddy:
Девочка и собака:
Пёс по имени Smiley (Улыбчивый):
Так выглядит упряжка:
А это Master Musher – девушка-ranger, ответственная за Denali Dog Kennel:
Собаки чувствуют, когда подходит время запрягать их в упряжку, и это приводит всю свору в состояние невообразимого ажиотажа. Они все вскакивают на свои будки, начинают нервно крутить хвостами и лаять, желая привлечь внимание musher’а: «запряги сегодня меня, я ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ хочу в упряжку!»
Очень быстро пятеро счастливцев были отобраны и запряжены в стоявший на гравийной дорожке sled. Почему пять? Расчёт прост: девушка весит 150 фунтов и упряжка ещё 100 фунтов, разделите на 50 фунтов – значит нужно запрягать пять собак. Когда идут настоящие зимние гонки, например Iditarod, каждый участник начинает с упряжкой из 18 собак. Во время многодневных гонок некоторые собаки получают повреждения или раны (острые ледяные торосы, подвёрнутая нога и т.п.), в этом случае они перекочёвывают из упряжки в сани, но для официального зачёта необходимо прибыть в конечный пункт гонки с не менее чем девятью здоровыми собаками.
Собаки прыгали от нетерпения. Наконец девушка вытащила воткнутый в землю металлический штырь («тормоз»), крикнула что-то на собачьем языке, и собаки понеслись так, как будто вместо гальки под ногами у них расстилалась снежная равнина.
Потом собаки отдыхали...
А мы отправились к себе в бунгало, и маленький самолётик помахал нам крыльями в вечереющем небе.
Это напомнило мне строки из стихотворения Р. Джефферса «Машина» (перевод мой):
Самолётик без прошлого, зато с предсказуемым будущим,День закончился. Завтра – вглубь Парка Денали, если повезёт, на свидание с невероятной горой McKinley, самой высокой горой северо-американского континента, которая редко показывает себя путешественникам.
Насекомое по размеру и форме, благосклонно был принят рассудком,
И поместился в картину, как и прочие грубые формы материи – без предпочтений.
Эта фотография Mount McKinley, сделанная с берега Wonder Lake, висела на стене нашего номера, и я долго ворочался в постели, не мог заснуть, представляя, как мы увидим чудесную гору...
(Продолжение следует)
P.S. Девушки просили показать, как выглядят тонины серёжки с отмытым ею "золотым песком".
Выполняю просьбу:
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →