Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Categories:
  • Mood:

БОРЬБА С "БАНАЛЬНЫМ", часть 2.

 
Этот пост был задуман за рулём автомобиля по дороге в Сьерра Неваду.

Не вполне уверен, кто является автором использованного эссе. Повидимому Всеволод Иванов.
Как бы там ни было, это продолжение темы, начатой в предыдущем посте.
«Совпадение эстетических идеалов зрителя и художника делают возможным процесс сопереживания. И, наоборот, расхождение идеалов делает сопереживание невозможным.»

- Бранский В.П., «Искусство и философия»
Мотивации, обусловленные инстинктом самосохранения в группе (групповое поведение).

Человеческие существа (как это ни банально) - существа социальные. Где бы ни собралось более одного (и даже - когда индивидуум один: ибо человек наделен даром воображения, и на редкость живо вообразит себе группы единомышленников, сочувствующих и "врагов", "противочувствующих") - немедленно образуются социальные группы.

Группы эти образуются "по интересам" и "по уровню" (и есть у меня подозрение, что это отнюдь не обязательно близость уровней и областей знаний, но - уровней и качеств того самого эмоционального опыта, о котором я говорил в предыдущей части), очень часто - вследствие текущей ситуации (так образуются группы, само появление которых вызвано только внешним давлением и которые после того, как опасность для каждого члена группы или для основных, лидирующих ее членов, минует - распадаются).

Каждый индивидуум входит во множество таких групп - начиная с семьи и заканчивая политическими партиями, от случайного знакомства в пивной и заканчивая членством в сообществе любителей творчества того или иного поэта на сетевом ресурсе. Группы могут образовываться мгновенно или складываться годами и десятилетиями, их состав консервативен или динамичен, их члены относительно свободны в смысле членства в других группах или полностью подчинены "внутренней этике и этикету группы" - все это до той или иной степени очевидно.

Интереснее (опять-таки применительно к искусству как средству коммуникации в группе и между группами) другое: что любая группа (от таких групп, как "семья" или "веселые ребята" и до такой метагруппы, как "нация" или город) организована иерархически.
Основной состав любой социальной группы отточен эволюцией до полного блеска и близок, наверно, к абсолютно оптимальному для того, что мы называем "биологическая жизнь"; структура человеческих сообществ отличается от стайных и стадных организаций животных только количеством и сложностью уровней иерархии и сложностью внутригрупповой борьбы (чаще всего разворачивающейся в наше время на поле культуры, а не оружия - ну по крайней мере, цивилизованная часть человечества к этому стремится, или хотя бы - декларирует это, хотя надежды на полное просветление, конечно, утопичны, а о таковых надеждах в случае межгрупповой эволюционной конкуренции и вообще говорить нечего).

"Формальный (эмоциональный) лидер", "идеолог" ("мозг треста", "серый кардинал", "вдохновитель"), "сторожевик-часовой", "разведчик", "солдат", "трудяга", "мальчик для битья", "умиротворитель" - вот, пожалуй, "костяк" любой социальной группы.
Еще один момент отмечу - и к основной теме через последний "перевалочный пункт": ни одна группа долго не существует без противоборствующей группы. Если группе индивидуумов создать абсолютно оптимальные условия и оставить ее в покое - она быстро распадется на две или больше в чем-то противоборствующие группы. Без этого прогресс не был бы возможен. Человек как вид скорее рискнет единством социума, нежели пренебрежет опасностью идеологического застоя.

Связь индивидуального поведения с групповым - очень сложна, и, конечно, у разных людей проявляется совершенно по-разному, но есть две ступени, два мотива, два психических и поведенческих комплекса, которые имеют самое непосредственное отношение к искусству.

Это: самоидентификация индивидуума в глобальном сообществе - т.е. по отношению ко всему человечеству (как он, индивидуум, представляет себе это человечество - а судит он отчасти по всем, кого знает, по всем, кого видел, по всем, кого и о ком слышал, по всем, кого и о ком читал... т.е. - по всему эмоциональному опыту и по всей "внутренней базе знаний", свяанной с homo sapiens-ом), - и самоидентификация в группе.

Подчеркну: не стремление стать лидером группы непременно, а именно - самоидентификация, т.е., с одной стороны, - стремление осознавать (хотя в большинстве случаев - только чувствовать) себя как играющего в такой-то группе такую-то "роль", с другой - занятие в этой группе положения, позволяющего именно эту роль выполнять (т.е. - действовать сообразно сложившемуся в данной личности балансу трех базовых комплексов инстинктов и той культурной "ограничительно-преломляющей оболочке", в которую они облечены)

Вопросы неверной самоидентификации и самоидентификации в группе не являются темой этого отчета, однако замечу, что это - область психопатологии, с одной стороны, и... искусства, конечно, - с другой. Именно неверные (не соответствующее действительному балансу трех основных комплексов поведенческих реакций) самоидентификация и самоидентификация в группе приводят, с одной стороны, к тяжелым неврозам и заболеваниям, и с другой стороны, - к появлению величайших произведений искусства.

Я не могу утверждать уверенно, но мне кажется верным, что смысл критического высказывания говорит больше всего о самоидентификации критика по отношению к принадлежности к той или иной группе (группам), а форма выражения - по отношению к тому месту в иерархии внутри этой группы (групп), на которое он "претендует".

Что же мы говорим, когда мы говорим, что нечто банально/небанально?

А выражаем мы тем самым очень простую, IMHO, идею:
"Я, такой-то и такой-то (такая-то и такая-то), считаю себя личностью с тем-то и тем-то эмоциональным (духовным, познавательным...) опытом и считаю, что принадлежу к группе (кучке, социуму, сообществу, ...), в которой считается допустимым то-то и то-то, а недопустимым - то-то и то-то; где данное произведение считается банальным/небанальным, где конвенционально принято иметь в запасе такой-то и такой-то эмоциональный (духовный, познавательный...) опыт. Я претендую на место в этой группе. Нет, не "претендую" - я уже его занимаю! - и ну-ка выходите-ка те, кто скажет, что занимаю я его не по праву, и собирайся-ка группа - поглядеть на сие, правильно ли я тут говорю, что в нашей группе это - то-то и то-то..."

Только и всего.



Когда поднимаешься в Сьерру по 41 хайвэю со стороны Mariposa Grove, дорога долго вьётся в предгорьях, минуя долины, усыпанные ледниковыми валунами, мимо хуторов, садов, пасущихся овец, виноградников и крохотных bed-and-breakfast inns, потом идёт вгору вдоль Mеrced River, где каждый поворот шоссе то погружает тебя в контрастную тень очередного каньона, то воспламеняет пыльное ветровое стекло солнечным лучом, пробившимся сквозь ветви лепящихся к обрыву сосен.

Дорога неторопливо раскручивает время в предгорьях Сьерры, и можно вдоволь поразмышлять о причудах выбора между прекрасным и банальным.

Надо уйти от любой группы, которая согласилась бы иметь меня в своих членах. Хорошо позволять себе удовольствие устраивать время от времени субботние порки собственным «эстетическим идеалам» - не строя альянсов, никому не кланяясь и не соглашаясь на принадлежность семейным, городским, региональным, нацональным, этническим и прочим "динамичным группам", тем более - самоидентифицироваться с ними.

Пусть это будет моим личным ответом на теории Всеволода Иванова!

Но что же я делаю здесь, размещая этот пост для читающих меня в ЖЖ?...
;)
 
Tags: знакомьтесь, культур-мультур, размышления
Subscribe

  • ОБЕЗЬЯНА С ГРАНАТОЙ

    Обезьяна с гранатой Невозможным становится мирное сосуществование демократий и диктатур Александр Скобов, Каспаров.Ру, 25.05.2021 Убежденность…

  • Пишет МАРИНА ПАВЛОВА:

    В Канаде разразился скандал из-за того, что фермеры добавили пальмовое масло в корм скоту А теперь перечитайте ещё раз.

  • ВАЖНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

    Настоящее имя Доктора Зюсса, любимейшего автора книжек американской ребятни, - Theodor Geisel. Живи он сегодня - справлял бы свой 117-й день…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments