thought

КАФКА или ТРАНСФОРМАЦИЯ РУССКОГО ИНТЕЛЛИГЕНТА

«Если, не будучи проходимцем, хочешь своим словом служить истинному благу родины, не сочиняй в её пределах». – Жан-Жак Руссо
Апология конформизма, рассуждения о необходимости государственной морали, переопределение роли интеллигента в обществе и ностальгия по особой природе русской свободы... Сегодняшняя миска похлёбки для российского интеллектуала.

МИХАИЛ БЕРГ.
Статья Михаила Берга "В защиту конформизма".

ДМИТРИЙ БЫКОВ.
Беседа Дмитрия Быкова с Ларисой Бураковой "на ты" - о том, почему несвобода для России лучше свободы.
 
А это не взгляды, уверяю Вас. Только автору этого ЖЖ из Калифорнии может показаться, что здесь кто-то вообще имеет взгляды. Расстояние там, испарения океанов, миражи и вообще обман зрения.

Русских слишком долго убеждали в том, что за всё отвечает т.н. "интеллигенция", а поскольку всё хреново, то она во всём же и виновна. Это гладко на бумаге, но забыли только об одном, что при отсутствии заказа на фуа-гра даже самый утончённый повар станет варить кирзу за оклад денежного содержания и сопеть в две норочки.

У меня есть сильное подозрение, что Быков - то, что делает, делает исключительно ради денег и положения на телевизионном экране. Вы станете его в этом обвинять? Зря, это всего-навсего его профессия. "Интеллигентов" вообще не существует. Существуют интеллектуалы, то есть те, кто зарабатывает себе на хлеб не физическим, а умственным трудом. Это обстоятельство само по себе не налагает на них ровным счётом никакой дополнительной ответственности. Зачем прицепились к Быкову-то? А как же Павловский, Кононенко, Леонтьев, наконец: чего ж их-то не помянем? Только это всё равно, что обвинять кремлёвских сантехников в том, что они ремонтируют кровавому режиму унитазы (если бы они этого не делали, режим бы пал гораздо раньше, чем он падёт от протестов всех интеллектуалов мира).

Проблема состоит в том, что в России вряд ли найдётся спрос на республиканскую риторику. Я полагаю, что нашлось бы немало Сиранодебержераков, готовых рисковать в дуэлях с властью, но вот таких мазохистов, кто был бы готов сносить ненависть и презрение подавляющего имперского большинства - это уж извините-подвиньтесь. Презрение тупых невежд, уверенных в своей генетической правоте - это тяжело, знаете ли. Такого подвига мы от Быкова требовать не можем, да и ни от кого не можем.

Откровенно, положа руку на сердце, скажите, вот рисковать своим благополучием, которое у него, кажется, есть, вот в России - ради кого?

Большинству можно продать только его "правоту", вот Быков её и продаёт. Всего лишь бизнес, ничего личного. Продаётся то, что имеет спрос. Вот яркий например: http://ru-bykov.livejournal.com/1008412.html Особенно внимательно прочтите комментарии, желательно все. Дмитрий собрал овации. Какой творческий человек откажется от овации?
Если с прибыли Д. Быков уплачивает все налоги, то упрекнуть его не в чем, IMHO.
Лично я ни от кого ничего не требую и не ожидаю. Я так и написал: потерял интерес. С чего мне например вдруг теперь слушать-читать его выступления? Это же самое касается упомянутых Вами гномов с российского зомбоящика - уверен, что вполне себе запросто могу их процитировать по любому информационному поводу не слушая- не тратя время на всю их словесную пургу. Нету времени следить за всеми этими скучными особами.
краткое резюме
Быков уплачивает налоги.
Налоговый инспектор не должен иметь к Быкову никаких претензий, значит не должны и мы.
Интеллигенция умерла.
Пришедшие ей на смену русские интеллектуалы готовы варить кирзу за оклад денежного содержания, если им позволят время от времени собираться в концертных залах и похихикивать над смелыми намёками Быкова и Ефремова - собственно, только это хихиканье и отличает интеллектуалов от тупых невежд, уверенных в своей генетической правоте.

Упрекать во всём следует сантехников.
Re: краткое резюме
тратить время на упреки еще скучнее, чем на претензии :)
Re: краткое резюме
тогда вообще ни к кому нет никаких претензий, всё хорошо, прекрасная маркиза, всё хорошо, всё хорошо.
;)
Вы хорошо иронизируете, но граница лежит не по линии невежда/интеллектуал.

Граница лежит по признаку испытывает/не испытывает потребность в социальной автономии. Работает ли он при этом с девяти до шести руками или головой - не имеет значения.

Я протестую против безосновательного обвинения сантехников.
нет уж, это был мой протест против безосновательного обвинения сантехников, которых Вы сравнили с Быковым & Co.
сантехники, в отличие от русских интеллектуалов, приносят реальную пользу обществу!
Ну, хорошо, aerosnake, с тупыми невеждами, уверенными в своей генетической правоте всё ясно.

В общем и целом всё без объяснений ясно и с товарищем Быковым - не тянет человек ни на Чаадаева. Даже на Аркадия Белинкова, Аксёнова, Войновича, Галича не тянет. Быков - это Евтушенко сегодня.
"Вы такие нестерпимо ражие
И такие, в сущности, примерные.
Всё томят вас бури вернисажные,
Всё шатают паводки премьерные..."
Меня гораздо больше интересует Лариса Алексеевна Буракова. Эта молодая женщина хочет жить в свободной России. Бедняга Быков прям ошалел от этого упрямства и несколько раз повторял ей предложения уехать куда-нибудь из России, в Грузию ли, на Запад, в общем, туда, где ценят свободу. А она не хочет уезжать, верит, что её страна тоже имеет право освободиться от рабства.

Что Вы предложите этой девчушке, aerosnake? Приспособиться и научиться жить наподобие Быкова и Михалкова? Уехать за рубеж? Есть ли, с Вашей точки зрения, у неё и её одногодков шанс на жизнь в свободной стране, свободной политически, свободной от коррупции, свободной экономически и культурно?...
Реплика не по адресу.
Я не гражданин России и не принимаю участия в российских выборах.
Этот пост - реакция американского наблюдателя на события в вашей стране.

Расскажите, пожалуйста, каковы взгляды партии "Правое дело" на экономические рыночные свободы, как эта партия собирается защищать индивидуальные свободы граждан от поползновений двуглавого государства-церкви и какова позиция "Правого дела" на отношения с моей страной - Соединёнными Штатами Америки.
Ответы на Ваши вопросы содержатся в программе партии:

http://www.pravoedelo.ru/party/program

Я буду только пересказывать эту программу своими словами. :-) Правое Дело -- это просто переформатированное СПС, которое, в свою очередь, уходит корнями в "Демократический Выбор" 1980х годов.

Партия ЗА рынок, ЗА свободы, ЗА хорошие отношения с Соединёнными Штатами.
У её одногодков такого шанса нет, как и у моих (между мной и Бураковой нет поколенческого разрыва - ни она ни я толком не помним СССР, она была ребёнком, когда он распался, а я школьником-абитуриентом). Я брезгую совком, но это именно брезгливость школьника. Работать при СССР - я никогда не работал. Идеология совка меня в основном обошла по той же причине, как и Буракову.

Мне будет интересно послушать её же, но тридцатипятилетнюю, с двумя детьми, которых следует кормить. Впрочем, империя может и не продержаться столько, а Буракова в России может столько не прожить - современные ребята мобильнее.

"Имеет право освободиться от рабства".

Любопытная конструкция, потому что выражение "она имеет право" - предполагает, что кто-то другой обязан. Я считаю, что точным выражением было бы "вольна освободиться от рабства", но это выражение и само всё объясняет, поэтому оно не касается того, верит кто-то в такую возможность или не верит. "Вольна ли Россия" освободиться от рабства? Да вольна, разумеется, кто б спорил.

Я не настолько могуч, чтобы что-то предлагать этой девчушке, кроме своих руки и сердца, но, полагаю, это к делу не относится.

На мой взгляд, Вы ошибаетесь сразу в нескольких принципиальных вещах (подразумеваемых, но не прописанных в тексте). nickppv2000 прав - в России сейчас такая ситуация, что требовать нужно каждому от себя, а не всем сразу от какой-то там "интеллигенции", смерть которой Вы оплакиваете. Я вот, например, никогда не поверю, что она вообще когда-то была. "Интеллигенты" - в царской-то России, в сословном обществе? О-хо-хо...
в этом комментарии спорить не с чем, за исключением последней фразы.
в России с пушкинских времён существовала традиция интеллигенции как образованного слоя общества, чья социальная роль заключалась в противостоянии государству и защите гуманитарных принципов и прав тех слоёв населения, которые в силу своей необразованности и вытекающего из этого бесправия не могли сами себя защитить от власти. эти люди были даже в страшном аду сталинских времён. они составляли малый круг людей, которые в брежневские времена, плюнув на университетские дипломы, отправились работать истопниками в котельные. это были "шестидесятники", распространявшие подпольные копии запрещённой совковой цензурой литературы, песни Галича, это были художники-нонконформисты и рабочие, писавшие на стенах заводов "Смерть КПСС!" - я сам был знаком с такими людьми, не рассказывайте мне, что их не было!

не знаю, что привело к исчезновению этого слоя в России.
может ли быть, что все уехали, убедившись в том, что этот народ не желает свободы?...
Вы никогда не читали Пелевина? Если нет - очень рекомендую, особенно "Чапаева и Пустоту".

Но я сейчас не об этой книжке. У него в одной работе есть, кажется, довольно точная характеристика. Он говорит, что относительная устойчивость современной политической системы в России основана вовсе не на какой-то идее. Наоборот, мышление современного правящего класса является чистейшим образчиком политического постмодерна (что бы под этим ни понимал сам Пелевин). Так вот, если некто разгневанный, в поисках виновного станет подниматься по ступенькам иерархии, то на низших ступеньках тупые чиновники станут просто кивать, что, мол, виновные наверху.

Но когда разгневанный гражданин дойдёт до высокой степени иерархии, и начнёт объяснять кому-то очень важному, что кругом развал и коррупция, рабство и вообще всё ужасно, то этот самый важный окажется вдруг премилым молодым человеком. Он достанет гитару, и споёт в ответ, как всё кругом ужасно, как заедает рабство и коррупция, как всё прогнило и как его всё достало. Причём он всё это сформулирует намного лучше, чем тот разгневанный гражданин, который к нему пришёл. Разрыв шаблона, занавес.

Отличная метафора, правда? Особенно с пением под гитару...

Так вот, я имею возможность беседовать с одним юным представителем "Единой России". Он прямо говорит, что ЕР - партия без идеологии, что единственная идея ЕР - нефтегазовая труба, что нужно поскорее набивать карманы, потому что "через двадцать лет здесь всё равно будут китайцы" (я живу в Хабаровске). То есть он говорит всё то, что мог бы сказать самый лютый критик, что мог бы сказать "смелый-храбрый" Быков, но боится. А этот двадцатилетний паренёк свободно это говорит, и даже не под гитару, а просто в любой компании.

И что, Вы предлагаете с ним спорить? А какую идею можно противопоставить тому, кто принципиально отказывается от любой идеи? Это же даже не порабощение в прямом смысле - они не собираются пользоваться плодами человеческой зависимости, им просто по барабану.
я прочёл несколько книг Пелевина. поначалу мне нравилось - остротой взгляда, умением сталкивать лбами социальные явления и обычаи подследственного народа... но потом стало как-то противно: на мой вкус, автор перебрал наслаждения разложением, гнилью, беспросветностью, сюр - упоение словесным жонглированием - превратился в самоцель, форма восторжествовала над читателем. отказавшись от понятий добра и зла, автор начинает производить тексты, намеренно сконструированные в виде парадоксов. может быть, другой читатель воспринимает результат подобных экзерсисов как праздник чистого интеллекта, но для меня это - пустота. и я перестал читать Пелевина.

исчезновение из общества интеллигенции оставило беззащитным перед лицом власти весь народ, вне зависимости от того, способна невежественная масса осознавать эту потерю или нет: в конечном счёте расплачиваться за потерю придётся и морлокам, и образованщине, и шустрым мальчикам-единороссам, уверенным, что спасение заключается в набивании карманов. спасения не будет никому, потому что постнефтяной России не помогут даже китайцы! на самом деле китайцы были бы спасением, но они придут слишком поздно, чтобы можно было спасти народ, положивший хуй на себя самого...