Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Category:
  • Mood:

КИНО И ТОЛЬКО

«Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк».
- Кузьмич. Полное собрание сочинений. 5-е изд., Том 44., стр. 579

Люди, регулярно читающие мой журнал, знают, что здесь редко рекомендуют какие-нибудь кинокартины. Я смотрю очень мало фильмов, выпускаемых сегодня Голливудом, русских вообще не смотрю (театральная напыщенность диалога и фальшь интонаций делают их, на моё ухо, трудно переносимыми). Так что назвать меня специалистом в области кино невозможно. Тем не менее, NetFlix позволяет смотреть множество старых картин, и среди них я обнаружил жемчужины, которыми стоит поделиться с друзьями.

Начну с документальных фильмов (на старости лет я смотрю больше документальных фильмов, чем художественных).

1. Пропагандистский фильм Triumph des Willens ( Triumph of the Will, Триумф Воли), снятый Лени Рифеншталь о Шестом Съезде Партии и связанных с этим событием нацистских празднованиях в сентябре 1934 года в Нюрнберге. Все действующие лица на месте – Гитлер, Гиммлер, Геббельс, Геринг, Рудольф Гесс, Розенберг, Штрайхер. Потрясает не узнавание нацитских бонз, даже не истерические призывы фюрера к миру. Самое большое впечатление на меня произвели лица людей в толпе, единодушно и совершенно искренне рвущихся приветствовать фюрера – образ толпы, которая, не умея заглянуть на 10 лет вперёд, приветствует неотвратимость грядущей расплаты: в счастливых лицах молодых женщин, стариков и старушек, в лицах радующихся шабашу смерти детей, в моложавых лицах солдат и гитлерюгенда виден оскал черепов. Шествие мёртвых. Я бы эту картину всем школьникам показывал - чтоб умели распознавать символику нацизма. И чтоб задумывались.

Нужно отдать должное искусству Лени Рифеншталь – фильм снят отлично!
Только теперь я понял, что когда в СССР начали делать пропагандистские «документальные» фильмы, они фактически повторяли зады этой кинематографической дивы, лично отобранной фюрером в качестве документалиста Третьего Рейха. Даже все советские демонстрации последующих лет - со спортсменами, молодёжью, ряженой в национальные костюмы, и шеренгами солдат – абсолютно вся символика взята напрокат из волшебной шкатулки Лени Рифеншталь, включая и давно знакомый мотив марша «Всё выше и выше и выше». Сходство с советской продукцией потрясающее.

2. Две полноразмерные документальные ленты для любителей классической музыки: In Search for Beethoven (В поисках Бетховена) и They Came to Play (Они приехали, чтобы играть).

Первый из этих фильмов сделал Phil Grabsky, получивший в 2006 году Best Documentary Prize на международном кинофестивале в Дубровнике за ленту «In Search of Mozart» (он же снял такие интересные фильмы как The Boy who Plays on the Buddhas of Bamiyan, Heavy Water: A Film for Chernobyl и Escape from Luanda). Этот фильм интересен тем, что более 60 музыкантов не только исполняют отрывки из произведений Бетховена, но и рассказывают о своём понимании музыки великого композитора.

Вторую ленту снял Алекс Ротару. Существует в Америке такая штуковина, которая называется International Piano Competition for Outstanding Amateurs. Проводится этот конкурс в Fort Worth, в Техасе фондом Вэн Клайберна. Принять участие в конкурсе может любой непрофессиональный пианист в возрасте более 35 лет. Фильм знакомит с биографиями музыкантов из разных стран, принявших участие в Седьмом Международном Конкурсе – людей разнообразнейших специальностей, от глазного врача до профессиональной теннесистки, с их выступлениями в трёх турах конкурса и с реакцией публики на эти выступления. Пусть вас не сбивает с толку слово «Amatures»: среди этих «любителей» оказались пианисты очень высокого уровня, что признал и Вэн Клайберн (заодно посмотрите, как теперь выглядит давешний кумир московской публики). Фильм показался мне неординарно интересным.

3. Wild China (Дикий Китай). Это шестисерийный фильм BBC с захватывающими дух съёмками. Даже будучи привычным к высокому классу документальных серий BBC, трудно не ахнуть от качества операторской работы и от совершенной неожиданности того, что представляет собой удивительная страна, о которой многие привыкли думать исключительно как о фабрике ширпотребного барахла.

4. 180° South (180° Южной Широты) – ностальгический отчёт о путешествии 2007 года банды скалолазов и сёрферов - искателей приключений и любителей природы - в Патагонию (с остановкой на Галапагосских островах и острове Пасхи): попытка повторить путешествие предыдущего поколения людей - Yvon Chouinard’a и его друзей, влюблённых в природу и готовых защищать её от developers не на словах, а на деле.

5. National Geographic: Inside North Korea. Я уже рекомендовал этот фильм, поэтому не буду тратить слов. Этот фильм НЕОБХОДИМО ВИДЕТЬ ВСЕМ.

6. Atheism Tapes Великолепная документальная запись бесед драматурга и атеиста Джонатана Миллера с шестью известными интеллектуалами. Беседы затрагивают вопросы существования Бога, нашего знания о сущности законов природы, евреев и анти-семитизм, духовность, веру, неверие и множество других интересных проблем, по которым высказываются Richard Dawkins, автор книги «The God Delusion»; теолог Denys Turner; физик Steven Weinberg; и философы Daniel Dennett и Colin McGinn. Даже если у вас недостанет сил на все 6 эпизодов, сделайте себе одолжение и послушайте беседу Джонатана Миллера с философом Колином МакГинном. Вот бы всей публике в ЖЖ (всем нам) научиться разговаривать с таким уважением к мнению других, даже когда они высказывают точки зрения, противоположные нашим!...

7. The Botany of Desire (Ботаника Вожделений). Неожиданно интересный фильм, снятый Майклом Полланом в таких разных местах, как Перу, Казахстан и Амстердам, рассказывает о деталях естественной истории яблок, тюльпанов, марихуаны и картофеля и о том, как эти растения манипулировали человеком, используя его желания для распространения своего семени по всей планете.

8. National Geographic: China's Lost Girls (2005) Короткий фильм (всего 45 минут) о потерянных девочках в Китае – жертвах обычая и закона о единственном ребёнке в семье – сделан американским репортёром Лизой Линг, которая путешествовала в Китай с американскими парами, мечтающими удочерить девочек, растущих в детских домах: родители бросают дочерей, чтобы единственный дозволенный ребёнок был сыном. Местами этот фильм тяжело смотреть даже такому чёрствому человеку, как я...

9. Secret Yosemity. Для меня Национальный Парк Йосемити – самое любимое место в Калифорнии. В этом коротком (45 минут) фильме заповедник показан так, как я хотел бы, чтоб его увидели все мои друзья. Enough said.

Теперь художественные фильмы.

Начну с французских.

10. La Moustache (Усы). Emmanuel Carrere, посвятивший много работ относительности самоидентификации и смешению иллюзии и реальности, сделал этот фильм в 2005 году - одну из самых странных картин, которые я видел за последние пару лет (2005 Cannes Directors' Fortnight award). Не стану рассказывать фабулу, скажу лишь, что на протяжении большей части фильма режиссёр предоставляет зрителю теряться в догадках о том, что же на самом деле происходит. Предположу, что эта картина понравится половине зрителей, в то время как остальные 50% фильм не поймут и не станут досматривать до конца. Мне понравилось.

11. Lacombe Lucien. Фильм 1974 года, и я сомневаюсь, что его когда-либо показывали в СССР или в РФ. Режиссёр – Луи Малль. Я сперва не хотел смотреть эту картину, когда прочёл о том, что речь в ней идёт о французском Сопротивлении времён Второй Мировой войны (обжёгшись на голливудских поделках Спилберга и Ко., я неохотно смотрю фильмы о тех временах). Я ошибался. Это очень, очень хороший фильм! Он не напрасно был номинирован на Оскара как лучший иностранный фильм и не напрасно получил всевозможные премии:
National Board of Review: NBR Award, Best Supporting Actor, Holger Löwenadler; 1974.
British Academy of Film and Television Arts: BAFTA Film Award, Best Film; UN Award; 1975.
French Syndicate of Cinema Critics: Critics Award, Best Film, Louis Malle; 1975.
National Society of Film Critics Awards, USA: NSFC Award, Best Supporting Actor, Holger Löwenadler; 1975.

12. Stupeur et Tremblements (Fear and Trembling, Дрожь и Страх). Экранизация романа Amélie Nothomb. Этот фильм интересен тем, что противоставляет две разные культуры – японскую и европейскую, тестирует диаметрально противоположные принципы отношения к жизни и к людям, противопоставляет личную свободу, свойственную европейской цивилизации, конформизму Азии. Название отcылает людей, знакомых с английской версией Библии (King James version), к строфе Philippians 2:12 “…as ye have always obeyed, not as in my presence only, but now much more in my absence, work out your own salvation with fear and trembling.”

13. Paris. Фильм 2009 года. Режиссёр - Cédric Klapisch. Фильм представляет собой пересекающиеся линии жизни людей, первоначально незнакомых друг с другом, но чудом кинематографа оказывающихся связанных сюжетом, который (ты понимаешь это к концу фильма) есть объяснение в любви к Парижу... Отличный сценарий, замечательные актёры, прекрасный город...

14. Amélie (2001). Режиссёр Jean-Pierre Jeunet. В роли Amélie – прелестная Audrey Tautou. Снятый с ненавязчивым юмором, это фильм о жизни и о любви. Если не видели – непременно посмотрите, не пожалеете.

15. Ещё один фильм с Audrey Tautou: Le Battement D'Aile du Papillon или Happenstance (The Beating of the Butterfly's Wings, Трепет Крылышек Бабочки) 2000. Верите ли вы в гороскоп? В судьбу? А в любовь с первого взгляда? Тоже нет? Посмотрите этот романтический фильм. Лучше всего – с любимой женщиной/любимым мужчиной. Режиссёр - Laurent Firode. Я затрудняюсь сказать, комедия это или драма... Вы мне расскажете, когда посмотрите.

16. Три шведских фильма, которые большинство из вас наверняка видели, поэтому я не стану тратить лишних слов:
Smiles of a Summer Night Ингмара Бергмана (1955),
A Song for Martin (2001). Режиссёр – Billie August, и
My life as a dog Режиссёр - Lasse Hallström (1985).

17. То же самое – относительно итальянских фильмов:
Романтическая комедия Сильвио Сольдини Pane E Tulipani (Bread and Tulips, Хлеб и Тюльпаны), в главной роли – Licia Maglietta (2000).
La Grande Bouffe (The Big Feast) Режиссёр Marco Ferreri и звёздный ансамбль актёров во главе с Марчелло Мастроянни. (1973) Cannes Film Festival's International Critics Award. Ритуальный фильм нашего поколения...

18. Немецкий фильм: Kirschblüten (Cherry Blossoms, Hanami, Цвет сакуры). Режиссёр - Doris Dörrie. Людям моего поколения непременно следует посмотреть этот фильм. Если повезёт - с детьми...

19. Японские фильмы:
Departures (Ушедшие). Режиссёр Yôjirô Takita (2008). Фильм об отношении к престижу, долгу, к смерти и к жизни.
Ikiru (To Live, Жить) – как оказалось, один из самых известных фильмов Куросавы (1952), но в моё время в СССР его не показывали, а здесь я как-то пропустил его, а вот теперь он меня догнал... как раз, когда мне нужно было его увидеть.

Назову пару голливудских фильмов – хотя бы для того, чтобы избегнуть обвинений в снобизме.

20. Goya's Ghosts - не знаю, как лучше перевести на русский название этого фильма - Призраки Гойа или Гойески. Это фильм Милоша Формана, которого я люблю со времён Unbearable Lightness of Being. Импровизация на испанскую тему времен Франсиско Гойа (1746 – 1828) на самом деле не столько о самом художнике (хотя и основана на исторических фактах из его жизни), сколько о проблемах, близких самому Форману, – о религии как идеологии, о ереси, свободе, государстве, конформизме и личной честности. Javier Bardem и Natalie Portman. Этот фильм - a must-see для тех, кто считает себя русским интеллигентом.

21. Старая романтическая комедия (1972) Билли Уайлдера Avanti c Джеком Леммоном и Джулиет Миллз – великолепный, лёгкий фильм – самое «то», если вы хотите провести вечер, расслабившись с улыбающейся женой и бутылкой хорошего вина. Типичный ранний Голливуд – из тех ныне ушедших времён, когда можно было смотреть кино, не опасаясь потоков крови, разлагающейся плоти, дурацких электронных эффектов, мелькающих ракурсов, конфу и замедленной съёмки летающих в воздухе китаянок с саблями.

Под конец – Animation.

22. Mary and Max Чёрный юмор: роман в письмах между восьмилетней девочкой из Австралии и толстым мизантропом Максом Горовицем, живущим в Нью-Йорке и страдающим синдромом Аспергера. Восхитительная переписка, касающаяся секса, клептомании, психиатрии, таксидермии и прочих интересностей - работа Адама Эллиота со товарищи, отлично сделанная в Австралии и Новой Зеландии. Глиняные фигурки выглядят более живыми, чем актёры во многих современных голливудских лентах, рассчитанных на молодoе поколение поедателей popcorn'a...

Всё. На сегодня довольно. Рука бойцов колоть устала.
Всём доброго времени дня и ночи!
 
Tags: культур-мультур
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments