Вопросы религии в Китае вряд ли занимают центральное место в переговорах между президентами Обамой и Ху, но по свидетельству экспертов взрывной рост христианства в континентальном Китае серьёзно разъедает официальную атеистическую идеологию в этой стране.
Согласно China-Aid, расположенной в Техасе организации, защищающий права верующих, число людей, исповедующих христианство, выросло в Китае с 1949 года в сто раз. По официальным данным китайского правительства, это число составляет 25 миллионов человек, но более правдоподобные оценки западных эксперты дают цифры от 80 до 130 миллионов - причём сюда включены только активные члены христианских общин. Некоторые утверждают, что эти цифры удвоятся или утроятся уже в следующем поколении китайцев.
Христианство может стать одной из важнейших сил, формирующих китайскую культуру в ближайшем будущем, говорит доктор Дэйвид Айкман, автор книги "Иисус в Пекине", являющийся экспертом в вопросах распространения христианства в Азии:
"Если китайцы станут христианской нацией (не обязательно, чтобы большинство стало христианами, достаточно 25-30 процентов населения), это неизбежно вызовет существенный сдвиг влияния в политике, культуре и информационных средствах. Принятие христианских принципов может стать важнейшей составляющей в жизни общества, и эти изменения в конце концов найдут отражение во взглядах китайских лидеров на проблемы окружающего мира".Другие исследователи спорят, что даже если принять в качестве верной оценку в 130 миллионов христиан, для Китая это всё равно капля в море. Но доктор Луис Палау, который сам занимался распространением христианства в Китае, утверждает, что христиане там представляют собой одну из самых сплочённых групп населения. "Для всех китайцев существует единая интерпретация Евангелия. Здесь нет не либеральных, ни консервативных течений, все веруют в одно, общее для всех Священное Писание [протестантского толка]."
Те, кто склонны видеть растущую роль христианства в Китае, отмечают, что даже самая низкая, консервативная оценка в 80 миллионов христиан, превышает число членов коммунистической партии Китая, составлявших 78 миллионов на июнь 2010 года (по последним данным ChinaDaily.com).
Каковы причины взрывного роста сторонников христанства в Китае?
Боб Фу, работающий в China Aid, говорит, что резкий рост христианства последовал сразу за подавлением студенческого восстания на площади Тьянанмин в Пекине . Шестеро из 30 студенческих лидеров движения за свободу, арестованных после подавления этого восстания, были новообращёнными христианами. "Ирония, - говорит Боб Фу, - заключается в том, что на протяжении истории церкви, чем сильнее были преследования христиан, тем больше возникало новообращённых. Так было в Римской империи, этот сценарий разыгрывается и в Китае". Но Чан Кей Тонг, американский бизнесмен, работавший в Китае последние 30 лет, утверждает, что именно Мао Цзе Дун, совсем того не желая, приложил руку к распространению христианства в Китае:
"Мао сделал то, чего не делал до него ни один из китайских императоров: он ввёл в обращение форму монотеизма, приказав поклоняться единому богу - ему самому. Идея единого, непогрешимого китайского бога - изобретение Мао Цзе Дуна, и христианский Бог с удобством помещается в это ложе."Китайское правительство безо особого удовольствия наблюдает рост числа христианских общин в стране. Официальная статистика учитыват только церкви, зарегистрированные китайскими правительственными органами. И хотя в последнее время преследования христианских общин несколько ослабли, в памяти населения ещё живы и массовые аресты верующих, и чёрные списки, и длительные сроки тюремного заключения, загнавшие десятки тысяч христиан в подполье, после чего возникла сеть нелегальных церквей. "Около 60% китайских христиан и сейчас принадлежат к незарегистрированным правительством общинам", - говорит Луис Палау. Он замечает, что находится в хороших отношениях с представителями китайского правительства по делам церкви, и что некоторые члены партии неофициально подтвердили ему наличие 120 миллионов активных членов христианских общин в стране.
Коммунисты не торопятся уступать идеологическую арену соперникам, но свято место пусто не бывает - и на идеологическом пустыре культурной революции и вновь обретённого капитализма подымается густая поросль старой новой религии завтрашнего Китая.
По материалам статьи Lauren Green от 20 января 2011 года