Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

  • Mood:

АД

 
Что такое ад?

Каждая культура воспроизводит самые страшные картины реальной, присущей данному времени действительности в качестве устрашающего наказания за грехи.

Раннее средневековье с его пыточными камерами, четвертованиями и сжиганием грешников живьём на кострах, сформировало традиционный образ ада, многократно повторённый на картинах художников Возрождения и, благодаря их искусству, просуществовавший почти до 20 века. Юстин Мученик, Клемент Александрийский, Тертуллиан и Киприан считали ад местом, где грешники мучаются в огне: "огонь", "гадес" - это есть "ад". Библия говорит: "Смерть и ад повержены в озеро огненное".

Двадцатый век перевёл ад из разряда персональных кошмаров в предприятие массового наказания. Первая мировая война дала человечеству литературные образы ада в виде хлорного облака, иприта и окопов, наполненных гнилой водой и трупами, Теперь художники рисовали уже не голые тела отдельно взятых несчастных грешников, которых красные черти тащат к чанам с кипящей водой, – они рисовали Море Крови и Гернику. Вторая война повысила ставки, внедрив в сознание адские образы печей Аушвица, зондер-комманды, газенвагены, Нанкин, Батаан, Дрезден и Хиросиму, в то время как Восточная Империя подарила благодарному человечеству Голодомор и Гулаг.

У интеллектуалов свои представления о пекле. Для них картинки огня и серы слишком примитивны, поэтому со временем адский огонь стал мерцать всё слабее, и по словам по US News and World Report, "в XX веке он, можно сказать, полностью угас".

Социопаты-интеллектуалы переопределили ад как вечные муки тягостного одиночного заключения, пребывания в пустоте. Склонные к парадоксам абстрактных умопостроений, они варьировали картину ада согласно собственным идиосинкразиям.

"Ад - это другие люди", - писал Жан Поль Сартр. "Неправы христиане, утверждающие, что в будущем будет ад. Вот он - действительно настоящий ад, ад общения с другими людьми".

Но это на западе. Русские экзистенциалисты, конечно же, писали о совершенно противоположном аде – об аде, как изоляции от других людей, отрыве от общинного. Примером тому слова Бердяева:
Спасение может быть только соборным.
Ад есть именно изоляция от других…
Ад не есть внешняя сфера, где мучаются грешники, а есть именно абсолютное одиночество...
Как ни крути, каждый из нас ответствен за создание собственного ада, и все мы, верующие и безбожники, ежедневно усердствуем в этом занятии – бежим от смысла и осмысленности к бесплодному пустословию, бежим в одиночество от друзей и любимых или наоборот - от одиночества к толпам, от природы в муравейники враждебных человеку загазованных мегаполисов.

Ваш персональный Гулаг - продукт ваших собственных усилий.

Мой ад хорошо мне известен, но я не стану его обнародовать...
 
Tags: размышления
Subscribe

  • МОНОЛОГ ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ДЕЙСТВИЯ

    Достиг я высшей власти; Двадцатый год уж царствую спокойно. Но счастья нет мятущейся душе, Не помогают ни хоккей, ни ботокс. Предчувствую небесный…

  • МОИ ЖЫДОБАНДЕРОВЦЫ

    МОИ ЖЫДОБАНДЕРОВЦЫ Прошлый рассказ МОИ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ вызвал интерес у друзей, несколько человек попросили продолжить банкет, так что вот…

  • МОИ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

    Давеча во френдленте появились посты с плачем Ярославны по поводу антидемократического решении Петра Порошенко поставить перед уходом со сцены точку…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments

  • МОНОЛОГ ИЗ ПОСЛЕДНЕГО ДЕЙСТВИЯ

    Достиг я высшей власти; Двадцатый год уж царствую спокойно. Но счастья нет мятущейся душе, Не помогают ни хоккей, ни ботокс. Предчувствую небесный…

  • МОИ ЖЫДОБАНДЕРОВЦЫ

    МОИ ЖЫДОБАНДЕРОВЦЫ Прошлый рассказ МОИ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ вызвал интерес у друзей, несколько человек попросили продолжить банкет, так что вот…

  • МОИ ВОПРОСЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

    Давеча во френдленте появились посты с плачем Ярославны по поводу антидемократического решении Петра Порошенко поставить перед уходом со сцены точку…