Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Categories:
  • Mood:

ЮЖНАЯ АМЕРИКА, февраль 2010. Часть 5.

 
САМБОДРОМО, САМБА, ПАРАД

Ах, Карнавал!... Даже у людей, никогда не бывавших в Бразилии, это слово ассоциируется со разноцветьем карнавальных костюмов, с заразительными звуками самбы, с ритмично двигающимися в танце чёрными телами и медленно ползущими под лучами прожекторов экстравагантными повозками (floats), разукрашенными мордами диковинных зверей и прочими чудесами. Далеко не все представляют, что главная, официальная часть Карнавала – отнюдь не спонтанное выражение радости масс, но результат напряжённой работы, продолжающейся круглый год в ожидании кульминации – двух дней марша самба-школ на специально оборудованном для этого шествия Самбодроме. Для множества бразильцев – это постоянная, оплачиваемая работа.

Религиозный аспект празднования давно стёрся в сознании участников действа, но дата проведения Карнавала до сих пор определяется по церковному календарю: Карнавал официально занимает 4 дня непосредственно перед наступлением первого дня Великого Поста. Приверженность бразильцев к красочным празднествам и возможность заработать при этом немного денег превратила бывшее религиозное представление в неплохо оплачиваемый труд любви, выливающийся раз в году в два всенощных шествия конкурирующих школ самбы – у каждой свои спонсоры, свои люди, свои костюмы и свои темы процессии, назначаемые спонсорами карнавального шествия.

Cамбa как танец и музыкальный жанр имеет африканские и европейские корни. Само слово произошло от португальского глагола sambar, означающего «танцевать в ритме». Танцевать – это конечно чудесно, но вы можете похвастать, что обладаете волшебным таинством самбы, только в том случае, если умеете особым образом ритмично вращать тазовым шарниром – что требует постоянной, круглогодичной тренировки!

Существуют сотни разных «школ самбы» – по сути, самодеятельных коллективов жилого квартала, фавелы, района города. Но есть только 12 самба-школ Главной Лиги, и именно эти профессиональные коллективы конкурируют за первое место во время двух главных ночей Карнавала в шоу на Самбодроме. Шествие начинается где-то около 9 часов вечера и длится до утра. В первую ночь выступают первые 6 самба-школ, во вторую – оставшиеся 6. Парад каждой из школ занимает около двух часов и включает в себя определённые традиционные элементы шоу, о которых я расскажу ниже.

14 февраля в параде участвовали следующие самба-школы:
Uniao da Ilha,
Imperatriz Leopoldinenz,
Unidos da Tijuca,
Unidos do Virodauro,
Salgueiro,
Beija-Flor de Nilopolis
В ночь с 15 на 16 февраля нам предстояло присутствовать на параде шести оставшихся самба-школ Главной Лиги:
Mocidade Independente,
Unidos do Porto da Pedra
Portela,
Grande Rio,
Mangueira
Немножко истории. В имперские времена «низкая культура» беднейших районов Рио существовала вне зависимости от европейских балов двора и знати. Тем не менее, уже тогда кульминации празднеств – костюмированные балы в особняках и уличные парады в фавелах – совпадали по времени. Только в 1920-х годах, по мере возникновения национального гражданского общества, оба вида празднования начали сливаться в костюмированное шествие, ставшее потом Карнавалом – для элиты и среднего класса стало возможным (если ещё и не вполне уважаемым занятием) участие в уличных карнавальных парадах. Это было время, когда знаменитый композитор Хейтор Вийа-Лобос начал использовать ритмы бразильской бедноты в своих композициях. Примерно в это же время был пробит в теле горы туннель из центра на Копакабану (вы видели его в моих видео), и пляжная простота костюмов стала модой дня. Наряды, маски и костюмы элитных балов становились всё более экстравагантными и (в подражание улице) – более рискованными, демонстрирующими всё больше голого тела. Кариоки нашли, наконец, образ, который стоило выставить на обозрение остального мира!

Ниже я привожу схему Самбодрома, чтобы читатель мог понять, с какой точки я делал свои фотографии и откуда снято видео.


Участники парада накапливаются с западной стороны...


...а заканчивают шествие – с восточной:


Билеты наши были во втором ряду сектора 9. Турбюро подарило нам с Тоней дурацкие яркожёлтые карнавальные ти-шортки (чтобы их шоферу было проще выделить нас из толпы), и эти двое гринго, конечно же, в них обрядились. Выглядели мы, конечно, глупейшим образом... хотя и не более глупо, чем множество наших соседей по трибунам Самбодрома – в девятом секторе много американцев:


Билеты отнюдь не дёшевы – по $1000 на человека, и я рассчитывал, что за эти деньги можно будет с удобством наблюдать карнавальное шествие и заниматься съёмкой. До того, как трибуны заполнились зрителями, Кальмейер аккуратно расставил треногу, укрепил видеокамеру, педантично выставил все настройки, проверил поле зрения и, удовлетворённый, стал ожидать начала шоу.


Плохо я представлял себе бразильскую публику!!!... Как только раздались первые звуки самбы, сидевшие вскочили с мест и начали танцевать, крутя изо всех сил своими тухесами. Вот здесь-то я и понял, что съёмка окажется гораздо более сложной задачей, чем представлялась раньше.

Вокруг нас отплясывали и мужички, и девушки


Последние определённо заслуживали внимания, и мой объектив постоянно возвращался к их интерпретации звучавшей всё громче и громче самбы:




Внезапно на Самбодроме вырубили освещение, справа, в конце променада, вспыхнули разноцветные фейерверки и все бросились к ограждению, невзирая на указанные в билетах места.


Фейерверк продолжался не менее 10 минут, в тёплом влажном воздухе плыли серые волны порохового дыма. Потом зажгли свет, забили барабаны, грянули оркестры – начался парад первой из самба-школ.

Шествие каждой школы традиционно открывает пара – «король и королева» – с двумя-тремя придворными «дамами», наряженными главным образом в разноцветные перья. «Монархи» одеты в однотемные костюмы с умопомрачительно сложными головными уборами, плащами, блёстками, перьями и множеством рюшей. Они совершают сложный танец: королева грациозно вращается то в одну сторону, то в другую, в руке у неё развевается флаг, а король исполняет уморительно смешные па вокруг партнёрши, с поклонами и реверансами в сторону её величества.


За королём и королевой выступают, совершая невозможные вращения попками, самые роскошные девушки в туфельках на шпильках. Их костюмы мало что оставляют на долю воображения.


Главной составляющей костюма див являются перья – на голове, за плечами и в качестве хвостового оперения (см. видео). За девушками охотятся стаи аккредитованных фотографов: ракурс здесь имеет главенствующее значение (увы, с моего места на трибуне охотиться за этим ракурсом было совершенно бессмысленно).




За дивами следуют платформы – floats, декорированные согласно заказанной спонсором теме. Некоторые из тем не сразу и расшифруешь, если не заглянуть в программку.




Вот, к примеру, платформа, выполненная в виде сиськатых колонн-манекенов, надо полагать, спонсором является какой-нибудь бразильский Macy’s:




Десятки чёрных парней в белых, зелёных, красных комбинезонах толкают платформы, без устали пританцовывая ту же самбу. Затем следуют танцовщики школ самбы: на бетон Самбодрома волна за волной выплывают (вытанцовывают) участники в фантастических костюмах.








Я в конце концов пришёл к выводу, что парад следует смотреть, по возможности игнорируя заказной смысл тематики, просто воспринимая шествие как феерическое действо – самое прекрасное и безумное из всех мероприятий, в которых мне привелось участвовать за долгую и нескучную жизнь. Смотрите сами. Бесполезно пытаться объяснять, что представляли собой floats и карнавальные костюмы участников. Просмотрев видео, вы убедитесь, что описать карнавальное шествие словами всё равно невозможно...












По мере прохождения парада на трибунах стали появляться участники шествия. Согласно правилам, им нельзя выходить на трибуны в костюмах, в которых они шли на параде. На снимке внизу один дядечка из числа наблюдающих за порядком на трибунах вычитывает юнцу, посмевшему нарушить это правило. Юнец быстро исчез и появился через четверть часа уже без костюма.


Школа под названием «Portela» в полной мере представила госпитальную тему (врачи оценят!):








Потом они вывезли на Самбодром гигантскую беременную бабу, над которой производил какие-то двусмысленные действия кузнечикообразный робот из якобы нержавеющей стали (надо думать, это должно было изображать непредставимые уму достижения современной медицины)






Шествие шло бесконечно. Ещё пара «король-королева», опять дивы с восхитительно торчащими попками, с воткнутыми туда перьями, всё новые и новые платформы со всё более диковинными существами, отплясывающими самбу. На протяжение многих часов бесконечно гремит одна и та же музычка (Unidos da Tijuca), бьют барабаны, ритмично вихляют шарнирами многочисленные создания моего окоченевшего от бессонницы разума. Бесконечной чередой идут самба-школы!...

Когда закончилось шествие второй самба-школы (заметьте, к этому времени парад продолжался уже около 4 часов!), Тоня уселась на скамейку трибуны, совершенно обессиленная. Был час ночи. Я всё ещё стоял и продолжал упорно снимать. После третьей школы, к 3 часа утра, и я решил, что с меня достаточно. Публика на трибунах попрежнему бесновалась, плясала на трибунах и махала руками своим любимцам.. У этих бразильцев совсем другая машинка внутри – она позволяет им две ночи подряд не спать, если звучит ритм самбы. Мы пробирались наружу, стараясь не наступать на ноги отплясывающих самбу кариок всех возможных полов, и я в первый раз за вечер порадовался своему решению надеть дурацкие жёлтые ти-шортки: водитель сразу выловил нас из толпы... По дороге домой Тоня уснула на моём плече. На Копакабане и в 4 утра полно людей в кафешках, по тротуарам неспешно прогуливаются, покручивая шарнирами, девушки, владеющие ночными улицами Рио пока гринго тихо похрапывают в кондиционированных номерах своих роскошных отелей...

Смотреть эти видео следует в HD формате (720р):
Часть 1 (из 3)

Часть 2 (из 3)

Часть 3 (из 3)

(Как утверждает один из моих друзей, Саша Непомнящий, 18 февраля жители Израиля могут принять участие в собственном карнавале - в Хайфе: http://sashanep.livejournal.com/580917.html . Расскажете мне потом, на сколько очков сашин хайфский пуримшпиль бьёт Карнавал в Рио де Жанейро!)

Продолжение следует
Tags: video, Южная Америка, о себе, путешествия, размышления, рассказик, фотки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments