Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Categories:
  • Mood:

ЮЖНАЯ АМЕРИКА, февраль 2010. Часть 3

 
САНТА ТЕРЕЗА.
САХАРНАЯ ГОЛОВА.



САНТА ТЕРЕЗА

Я уже писал, что вершины гор в пределах Рио по большей части занимают фавелы. Одно из немногих исключений – старый район Санта Тереза, названный так по имени монастыря, расположенного на вершине холма Desterro.

Здесь вы найдёте множество крутых узких улочек, откуда открываются неожиданные перспективы на город. Это любимое место художников и туристов.


Pайон возник вокруг монастыря Santa Teresa Convent, построенного в 1750 году. К концу 19-го века и в начале 20-го этот холм облюбовали для своих домов знатные люди города. Карабкаясь по извилистым булыжным улочкам Санта Терезы, путешественник до сих пор может набрести на великолепные здания классического колониального стиля, отгородившиеся от уличного сброда высокими чугунными решётками.








Городская знать давно покинула этот район, теперь её место заняла художественная, артистическая, богемная публика.










Долину вблизи Санта Терезы пересекает акведук, построенный на манер древних римских сооружений. Это Carioca Aqueduct.


Акведук был построен в середине 18-го века, чтобы перебросить в черту города пресную воду из реки Carioca (именем которой теперь называют всех обитателей Рио). Бразильцы называют этот впечатляющий образец колониальной инженерии Arcos da Lapa – арки Лапы (Лапа – название центрального района города). После прокладки водопровода отпала нужда в доставке воды по акведуку, и в 1896 году Carioca Aqueduct был превращён в мост, по которому ходит теперь Santa Teresa Historic Tramway (bondinho).


Этот трамвайчик до сих пор работает, перевозя, главным образом, туристов из центра города в Санта Терезу, и я рекомендую поездку на нём всем, интересующимся этим историческим богемным районом.

Мы с Тоней для знакомства с Санта Терезой наняли джип с водителем и гидом. Гидом оказалась симпатичная однорукая женщина, прилично говорившая по-английски и хорошо знакомая с лабиринтом узких улочек, лавок художников и лучшими точками для утоления жажды (жара в дни карнавала, надо сказать, была страшная). Всё-таки прогресс и связанные с ним удобства – это вещь, особенно если принять во внимание, что в давние времена жители добирались домой в Санта Терезу, пользуясь ослами.

Совсем рядом с Санта Терезой расположена одна из самых крупных фавел:






Город с удовольствием пользуется дешёвым трудом людей, живущих в фавелах. Обратной стороной медали является жизнь бедняков, выплескивающаяся на тротуары более зажиточных районов:






В Санта Терезе расположено одно из самых интересных мест Рио де Жанейро – знаменитая мозаичная лестница Escadaria Santa Teresa, известная также под именем Escadaria Selaron. Лестница соединяет районы Лапа и Санта Тереза между улицами Rua Joaquim Silva и Rua Pinto Martins.

Хорхе Селарон – художник, уроженец Чили – жил (и до сих пор живёт) в доме, выходившим фасадом на старую полуразрушенную лестницу. В 1990 году он, по своему почину, решил заняться приведением в порядок этой лестницы, используя мозаику из керамики и зеркал и кафельные плитки. Поначалу соседи посмеивались над усилиями художника: их забавлял выбор цветов для облицовки ступенек – ярко-жёлтых, синих и зелёных. Селарон отмахивался от насмешек – он знал, что делал: ему нравятся цвета бразильского флага. Работа по облицовке лестницы постепенно стала главным занятием его жизни, превратившись в навязчивую необходимость. Он забросил все остальные свои проекты, ему постоянно не хватало денег на жизнь. Приходилось распродавать старые работы. Горсовет отключал ему телефон и электричество за неуплату счетов, но художник продолжал работать. Дважды его пытались выселять из дому. В конце концов, к 1998 году, Селарон ухитрился облицовать всю лестницу (250 ступеней!) мозаикой и плитками. Свою работу он называет выражением восхищения бразильским народом.

125 метров лестницы облицованы более чем двумя тысячами плиток, присланных или привезенных Селарону из 60 стран мира. Когда художник заканчивает какую-либо из секций лестницы, он тут же принимается за переделку другой. Поэтому обличие лестницы постоянно меняется – это произведение искусства, которое всегда в работе, процесс его создания бесконечен. «Моя работа никогда не приходит к точке завершения, – говорит Хорхе Селарон, – этот безумный и ни на что не похожий сон закончится когда-нибудь только с моей смертью».

В начале Селарон собирал пользовался для облицовки мозаикой и обломками плиток, собранных им в кучах строительного мусора на стройках города. Сегодня жители многих стран считают честью, когда Селарон пользуется сделанными ими плитками для облицовки всемирно-знаменитой лестницы.

В числе более чем 2000 плиток около 300 выполнены самим Селароном, и все они изображают беременную африканскую женщину – всегда одну и ту же! Глядя на эти плитки, я вспомнил Луку Синьорелли, изобразившего изменившую ему даму сердца на картине Страшного Суда в храме Орвието.

Некоторым женщинам суждено так сильно «впечатлить» художников, что те до конца жизни тщетно стараются избавиться от наваждений юности, выплескивая ужас на полотна, мозаики, фрески... Селарон утверждает, что с 1977 года он продал более 25000 портретов, и на всех этих портретах изображена одна и та же беременная африканская женщина. Вот она – в самом низу знаменитой лестницы:


А вот она же на самой верхней из ступенек – в двух ипостасях (кстати, обратите внимание на серую плитку справа на снимке; там написано: «когда сомневаешься – добавь вина»)


Интересны плитки, подаренные Селарону людьми из разных стран мира. Всмотритесь в детали:








Последняя из плиток вполне отражает и мой жизненный опыт: в старости жизнь становится вдвое дешевле и вдвое интересней.

На прощание – графитти этого года, оставленного Селароном на стене дома в Санта Терезе, неподалеку от его лестницы. Здесь он и сам изобразил себя вместе с дамой сердца. С годами они становятся неуловимо похожи... и оба беременны...



Моё ностальгическое видео об улочках и обитателях Санта Терезы – здесь.


САХАРНАЯ ГОЛОВА

Pão de Açúcar – пик высотой почти в 1300 футов (396 метров), расположенный на островке вулканичского происхождения у входа в залив Guanabara Bay. Эта гора сложена из гранитов и кварца. Подняться на неё можно подвесным вагончиком кабельного лифта (по-португальски, bondinho или teleférico).


В вагончик помещается до 75 человек. Кабельная дорога разделена на два участка: первый с уровня улиц города на вершину горы Moro de Açúca, второй – с Moro de Açúca на вершину Pão de Açúcar.

С обеих вершин открывается фантастический вид на 360 градусов – на город, залив, окружающие острова и пляжи.


Кроме туристской публики, эти две горы пользуются популярностью у скалолазов. Вместе с расположенными неподалеку Вавилонской горой и горой Урка – это одна из самых интересных точек мира для любителей урбанистического скалолазания: более 270 трасс.




На вершине Сахарной Головы разбит парк, в котором счастливо поселились диковинные растения, птицы, ящерки и обезьяны. Рассказывать об этой горе и об этой панораме бессмысленно. Там нужно побывать. И самому увидеть.

До тех пор могу предложить вам лишь видео о нашем подъёме на Сахарную Голову, которое даёт приближённое представление об этом удивительном месте.
Лирическое отступление: Мне определённо нравятся бразильцы. За всё время нашего пребывания в городе (а это, заметьте, было время карнавала) я, хоть и видел много распростёртых в наркотическом трансе тел, ни разу нигде не видел пьяных – шатающихся, рыгающих, хамящих или лезущих в драку жлобов. Люди дружелюбны, расслаблены, улыбчивы, естественны, лишены комплексов и явно умеют радоваться жизни. Причём это никак не связано ни с общественным статусом, ни с политической ситуацией, ни с международным положением.

Я напрямик спросил парня, встретившего нас в аэропорту и провожавшего нас в конце к самолёту на Буэнос-Айрес (ему было поручено опекать нас как туристов), существует ли в Бразилии расизм. Этот парень, по наружным признакам белый человек итальянского разлива, ответил: расизма, знакомого американцам, у нас нет – у всех нас течёт в жилах доля африканской крови, но время от времени и здесь приходится сталкиваться с определёнными проявлениями расизма, в особенности со стороны недавно прибывших из Европы...

Европа, до чего ж ты, старая сука, смертельно, неизлечимо больна! – подумал я...


Продолжение следует
Tags: video, Южная Америка, о себе, путешествия, размышления, рассказик, фотки
Subscribe

  • ЭТО УМОРИТЕЛЬНО СМЕШНО!!!

    Andrey Malgin 3h · Покидая Россию, балерун Сергей Полунин опубликовал список своих обид: "Я вам расскажу сколько зделал для государства…

  • "ЭЛИТЫ"

  • Я БЫЛ

    Зачем люди фотографируют сами себя? Для чего художник пишет автопортрет? Что мы ожидаем увидеть, взглянув на себя со стороны? Что хотели бы спрятать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • ЭТО УМОРИТЕЛЬНО СМЕШНО!!!

    Andrey Malgin 3h · Покидая Россию, балерун Сергей Полунин опубликовал список своих обид: "Я вам расскажу сколько зделал для государства…

  • "ЭЛИТЫ"

  • Я БЫЛ

    Зачем люди фотографируют сами себя? Для чего художник пишет автопортрет? Что мы ожидаем увидеть, взглянув на себя со стороны? Что хотели бы спрятать…