МАЛЬЦЕСИНЕ
С гор рассветный ползёт туманКогда ведёшь машину на север вдоль восточного берега озера Гарда, трудно не отрывать взгляд от шоссе – слева разворачиваются виды один интересней другого. Обидно, что не удаётся одновременно ехать по петляющей дороге и работать с видеокамерой.
Вниз, в долин зелёные дали.
Огнецветностью обуян,
Я гляжу: хребты засияли,
Будит ветер зеркало вод
Свежей рябью, с вершин слетевши,
Клонит ветку тяжёлый плод,
В этом райском краю созревший.
– Гёте, На озере.
Мальцесине в старые времена сумел добиться значительной автономии от часто менявшихся властей. В 1000-ом году Епископ веронский предоставил населению Мальцесине права, превышавшие права других городов, подчинённых Вероне. Папа Евгений III позволил жителям этого города чеканить собственные монеты и пользоваться своими торговыми мерами. Особым расцветом Мальцесине обязан семье Скалигьери, ставших сюзеренами в двенадцатом веке. Позже городом владели австрийцы, семья Висконти, за ними семейство Каррара. Венецианская республика разрешила городу объединиться с другими озёрными коммунами, образовав «Садовую Общину Вод Озера». Период расцвета общин продолжался 450 лет, с 1351 по 1797 – с краткими перерывами на правление Висконти, Максимилиана Австрийского и (с 1805 по 1814) – французов. После падения Венеции, город оставался до 1866 года под властью Австрии, превратившей Мальцесине в крепость...
Расположенный на склонах горы Бальдо, Мальцесине утопает в пышной зелени олив, кипарисов и олеандров. Здесь и там видны виноградные лозы. Над синими водами озера, на скале, расположенной перпендикулярно к берегу озера, высится замок Скалигьери, сооружение 13-го века. Из городка на вершину горы Бальдо идёт подвесная дорога, подымающая туриста на 1800 метров – из средиземноморского климата в снежные Альпы. Если кто из читателей решит провести отпуск на озере Гарда, я советовал бы отвести на это «дело» неделю, зарезервировав отель в Мальцесине. Мы с Тоней влюбились в этот городок...
В сентябре 1786 года тридцатисемилетний Гёте, державший путь на юг Италии, был остановлен сильными ветрами, сорвавшимися с Альп, не успев добраться до Вероны. Путник вынужден был совершить остановку на берегу озера Гарда, в Мальцесине. На следующее утро он отправился на осмотр стоявшего на скале замка. Замок был заперт. Поэт уселся на камне у ворот и стал рисовать башни замка и нависшие над ними горы. Подозрительные по отношению ко всем посетителям, говорившим по-немецки (кто его знает, что ещё замыслят австрияки!), горожане заподозрили в Гёте шпиона.
Гёте пишет: «В конце концов на тропинке появился человек, не самой впечатляющей внешности, и стал расспрашивать меня, что я здесь делаю. Я ответил, что рисую эскиз замковой башни, в память о посещении Мальцесине. Тогда он сказал мне, что это запрещено и что я должен немедленно прекратить свои занятия. Он говорил на венецианском диалекте, так что я едва разбирал, что он хочет сказать. Тогда он схватил мой рисунок, с обычной итальянской бесцеремонностью (Gelassenheit), разорвал его пополам и бросил назад...»
Теперь в замке стоит бюст Гёте, в нижнем этаже находится музей поэта, к стене которого прикреплена вот эта табличка:


Не только Гёте рисовал Мальцесине. Одна из известных пейзажных работ Густава Климта (1913 года) изображает панораму города со стороны озера:

Но это всё история... Давайте посмотрим, как выглядит город сегодня.
Лодки и озеро – вид с набережной Мальцесине


Где-то с 1200 года самыми распространёнными судами в средиземноморье были двухмачтовые шхуны. Вот красавица “Нора-Вероника”, ставшая у набережной в гавани Мальцесите:

А это более современное средство передвижения... туристов по озеру:

Северней от центра города озеро подходит вплотную к стенам домов

Переведи взгляд с озера вверх, на горы, высящиеся над городом. На их вершинах в мае лежит снег

Когда подымаешься наверх, к замку, внизу разворачивается панорама крыш города, меняясь по мере подъёма


Замок стоит на скале, сложенной из слоёв выветренного белого известняка.
Это ворота замка.

...его отвесные стены высятся над зелёным великолепием долины – Скалигьери были не глупые ребята. Знали, где и как строить!

Над замковой стеной – гряда высоких покрытых снегом вершин. Это Adige.

Со стен замка открывается уникальный вид на озеро и на город

Поднявшись на верхнюю площадку башни, мы обнаружили, что там идёт подготовка к предстоящей свадебной церемонии

Тоня сказала, давай уйдём, не будем мешать людям. Но я решил, раз уж мы здесь, нельзя отказывать себе в такой красивой свадьбе – Киевский Дворец Бракосочетания не идёт ни в какое сравнение с Замком Скалигьери. Мы попросили разрешения быстренько повторить наши "I do" под хупой, и устроительница свадебного торжества любезно зафиксировала этот момент на фото – для потомства (если оно вообще когда-нибудь заинтересуется тем, что делали дед и бабка в свободное от бэбиситерства время)

Мы проголодались и спустились в город в поисках подходящего места для ланча. Надо сказать, кормят в Мальцесино хорошо. Не дёшево, зато обильно. И вино местное мне понравилось (хотя тосканские вина лучше ломбардских). Потом, взявшись за ручки, мы отправились побродить по улочкам Мальцесине. Никогда не думал, что в Италии может быть так чисто!...


Рок-кафе Malcesino style - надо сказать, сильно отличающийся, скажем, от даунтауна славного города Atlanta, GA... ;)))


Вид из зала отеля на озеро:

Выйдя снова к берегу озера, я обнаружил у обреза воды несколько бронзовых фигур. Трудно не заметить существенную разницу между бронзой Мюнхена и бронзой Мальцесине... ;)

...сел и сам рядом с человеком, погружённым в глубокое раздумье (memento mori?), чтоб решить: пойти в ближайший бар выпить пива или сосредоточиться на том, что надо вести машину обратно в Пескиеру...

Загадка на засыпку для моих читателей: как вы думаете, какое решения я принял?
Со всеми этими делами я совсем забыл о фотоохоте за местными девушками! Пока что удалось поймать в объектив всего одну – тоненькую брюнетку, торговавшую на улице дешёвыми бусами. Она попыталась отвернуться от моей камеры, но – танки наши быстры! – я всё-таки успел вовремя нажать спуск.

Мой план по нежному полу был явно недовыполнен в Мальцесине, и я стал лихорадочно оглядываться по сторонам в поисках достойных объектов. На одной из улиц висел плакат, приглашавший посетителей города на выставку художественной фотографии. На нём было изображено именно то, что я тщетно пытался найти в натуре. Тоня, увидев, что я снимаю, только пожала плечами... Закончу сегодняшний рассказ этой фотографией:

Продолжение следует