Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Categories:
  • Mood:

В ПОИСКАХ ЕВРОПЕЙСКОЙ РОМАНТИКИ. Часть 5. ЧЕСКИ КРУМЛОВ

 
ЧЕСКИ КРУМЛОВ
Я строил замок надежды. Строил-строил.
Глину месил. Холодные камни носил.
Помощи не просил.
Мир так устроен:
была бы надежда — пусть не хватает сил.
– Булат Окуджава, Замок Надежды
Ещё во время подготовки нашего путешествия я решил непременно съездить в городок под названием Český Krumlov, расположенный в 161 км к югу от Праги. Согласно легенде, название Krumlov происходит от немецкого "Krumme Aue", что можно перевести как "крученый луг". Этому названию Český Krumlov обязан своей топографией: Влтава делает две крутые петли в месте, где расположен город:

Photobucket


Крутая скала, возвышающаяся над левым берегом Влтавы, - превосходное место для замка, способного противостоять любому противнику. Город впервые упоминается в документах, относящихся к 1253 году. Первыми известными владельцами замка на крумловской скале были Витигонены, род которых, согласно легенде, вёл свою родословную со времён Рима: они были, якобы, потомками семьи, жившей в Риме на Горе Роз. После того, как в 546 году Рим пал под ударами визиготов, семья покинула родину. Один из них, по имени Витек (по-немецки Витигон), направился с женой и сыном на север, за Дунай, и поселился в южной Богемии. Постепенно он разбогател, прибрал к рукам окружающие владения и, умирая, оставил их своим пяти сыновьям. При разделе имущества каждый из сыновей получил герб, увенчанный пятилистой розой

Photobucket

Эта трогательная семейная процедура, под названием «Раздел Красных Роз» изображена на старинном полотне, хранящемся в Крумловском Замке:

Photobucket

Когда в 1302 году умер последний представитель династии Витигонов, замок перешёл во владение их родичей, Розенбергов, владевших замком до 1602 года. Три столетия, в течение которых Розенберги были суверенами Крумлова, были периодом расцвета: замок был существенно перестроен, расширен, а расположенный у подножья замка город стал одним из главных городов Богемии. Розенберги были одной из самых знатных семей королевства (некоторое время они даже претендовали на трон). Они считались образованными гуманистами, покровителями культуры и искусств, и занимали высшие посты в Богемском Королевстве.

В 1602 году император Рудольф II фон Габсбург выкупил крумловский надел, и впоследствии Фердинанд II подарил это владение австрийскому князю фон Эггенбергу, Эггенберги не слишком много времени проводили в богемском захолустье, и только в третьем поколении этой семьи, в 1680-х годах, после окончания Тридцатилетней войны, Иоганн Христан фон Эггенберг всерьёз занялся развитием города, привлёк художников и архитекторов для выполнения новых пристроек к замку. Благодаря его усилиям, старый замок приобрёл новый, внушительный барОчный флер.

Эггенберги вымерли к 1719 году, не оставив наследника, и Крумлов перешёл во владение Шварценбергов. (Представляю себе, как в этом месте некоторые читатели уже нервно ёрзают на стульях – неужели Кальмейер начнёт опять водить нас по синагогам!?...;) Не волнуйтесь, друзья мои, династия Шварценбергов – тоже из богемских князей. Замку и городу повезло со вторым поколением этой семьи: Йозеф Адам цу Шварценберг оказался поклонником не только красивых женщин и дон-жуаном, но и поклонником изящных искусств. Он сыграл важную роль в окончательной перестройке замка, стараясь превратить его в центр австрийской культурной жизни.

К концу 18-го столетия и, в особенности, в 19-ом стагнация экономики и искусств в южной Чехии предохранили город от дальнейших реконструкций, а замок потерял значение главной резиденции Шварценбергов. Владельцы нечасто посещали его, по временам в замке вообще никто не жил. Всё это позволило и замку, и городу сохранить средневековые черты, которые в других городах Чехии и Моравии оказались замещёнными банальной архитектурной традицией 19-го века.




Ну вот, с исторической частью покончено.

Мы начали осмотр замка с верхней террасы и двигались от самых новых зданий по направлению к более старым, расположенным внизу, ближе к городу. Поэтому вначале нам открылись сады (детище реконструкций 18-го века) – французский и английский сад (напомню для тех, кто забыл: английский сад предусматривает свободную планировку, в то время, как французский требует строго геометрического, симметричного планa, с клумбами и фонтанами). На фото внизу – французский сад и одна из скульптурных групп фонтана:

Photobucket

Photobucket

Спускаясь, посетитель проходит через несколько внутренних дворов:

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Ворота украшены разнообразными гербами, которые представляют зрителю два недокормленных ангелочка:

Photobucket

Более пухленький и умилительный ангелочек (или это алтарный мальчик?) изображён скульптором вместе с заботящимся о нём иезуитом:

Photobucket

Переход из одной части замка в другую открывает захватывающую дух панораму города, раскинувшегося у подножия замка. Мелкий масштаб фотографий не позволяет оценить настоящей панорамы, открывающейся с высоты арок замковых переходов

Photobucket

На снимке видна возвышающаяся слева Замковая Башня, а правее и ниже – покрытый зелёной патиной купол собора Святого Йоста.

Photobucket

Photobucket

Нужно, наверное сказать пару слов о религиозной стороне жизни Крумлова.

Немецкие рабочие, прибывшие в конце 15-го века для работы в шахтах, привезли с собой лютеранство, проникшее в местные католические монастыри. Их растущее влияние в конце концов вызвало возмущение католического истаблишмента и было искоренено иезуитами, приглашёнными в 1584 году Вильгельмом фон Розенбергом, который построил католический собор Святого Витуса и основал Иезуитский Колледж. В начале 18-го века пять общин Христианских Братьев (миноритов) основали Общество Братьев и построили на близлежащем холме Krizova Hora (Гора Креста) церковь, названную Церковью Крестовой Горы.

Шварценберги оказывали поддержку всем религиозным группам, независимо от деноминации. В 1894 году в городе было зарегистрировано 9002 католика, 12 протестантов и 137 евреев. Что касается евреев, их проживание в Ческу Крумлове документировано ещё в 15-ом веке (они были изгнаны в 1494 году). Больше всего евреев проживало в Крумлове в 1900 году - 165 человек. В 1910 году в городе была построена синагога. После Катастрофы, с 1945 по 1968 год здание синагоги использовалось Чехословацкой Церковью Гусситов.

Замковая Башня – частично готическое сооружение, частично – ренессансное: первый этаж был построен в 13-ом столетии, второй - в 14-ом. Колокол тоже отлит в 14-ом веке. В конце 16-го столетия был достроен третий этаж, Башню оснастили галлереей-аркадой, снабдили фигурами и раскрасили в духе ренессанса.

На снимках вверху и внизу виден готический шпиль собора Святого Витуса.

Photobucket

Внизу, у подножия замка, во рву разгуливают два ленивых бурых медведя, обожравшихся подношениями обслуги замка, предлагающей им яблоки, в то время, как животные больше всего на свете хотели бы отведать жирного туриста. Как всегда – то, чего очень хочешь, нет в меню!

Photobucket

Медведи всегда жили в замке, при всех «бергах», и теперь народовластие продолжает славные традиции средневековья.

Последний из дворов открывает вид изнутри замка на Замковую Башню:

Photobucket

Photobucket

Наконец, пройдя под чугунной решёткой ворот с ещё одним гербом, посетитель выходит из замка на городскую площадь

Photobucket

Photobucket

Я ничего ещё не написал о внутренности замка. Дело в том, что внутри замка запрещено фотографировать, поэтому несколько снятых там фотографий сделаны наскоро и не слишком хорошо вышли. Для начала – картина из Капеллы Скорбной Богоматери, выражающая благословение Ческого Крумлова всевозможными покровителями-святыми. Очень трогательная идеологически выраженная живопись:

Photobucket

Ещё меня впечатлила невероятнго веса золотая карета с прибамбасами:

Photobucket

Но больше всего мне понравился Маскарадный Зал в стиле рококо. Огромный зал – детище итальянского архитектора Андреаса Альтамонте. Роспись стен и потолка выполнена Йозефом Ледерером. В 1748 году. Тема росписи – фестиваль-маскарад, в котором аристократы (некоторым из которых придано портретное сходство с известными лицами 18-го века) представлены в виде фигур итальянской "Commedia del Arte", вместе с ряжёными в испанских, турецких, китайских и французских костюмах.

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Одна из фигур показалась мне чертовски похожей лицом на Петра Первого (шутки ради изображённого в виде карлика?...), но это фото совсем паршивое, не взыщите

Photobucket

После осмотра внутренних помещений замка я задал вопрос женщине-гиду:

– Мы обошли много замковых помещений, видели спальни, гостиные, залы, кухни, но не видели ни единого туалета. Вы рассказывали о приёмах, которые устраивались здесь для сотни гостей и более того. Каким образом и где должны были справлять свою нужду приглашённые аристократы, особливо после обильных возлияний? Ведь они, небось, пиво пили?...

Оказалось, у хозяев в спальнях была ночная посуда, а гости спускались в нижнюю анфиладу дворов и там справляли нужду прямо у внутренней замковой стены – и господа, и дамы. Обязанностью слуг было почистить и вымыть всё к утру. Простенько и удобно. Представляю себе, каким бывал запах во дворах этого величественного замка после хорошей пирушки...

Только глядя на замок снизу, из города, понимаешь огромность этого сооружения. Полностью весь замок не умещался в мой видоискатель ни с какой точки в городе. Поэтому я приведу 3 фотографии разных частей крумловского замка:

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Сам городок оказался на редкость симпатичным. Так выглядят стоящие вдоль Влтавы дома:

Photobucket

Photobucket

Крыши города Крумлова (вид с Крестовой Горы):

Photobucket

Главная площадь города (снимок сделан со стороны группы русских туристов):

Photobucket

Улицы города:

Photobucket

Photobucket

Photobucket

Городская готика – Собор Святого Витуса и Музей Пыток:

Photobucket

Photobucket

Крумловские отражения (reflections)
Photobucket


Девушки и собаки в Крумлове тоже чудо как хороши

Photobucket

Закончу свой рассказ о славном городе Ческом Крумлове несколькими фотографиями бросившихся в глаза деталей городских фасадов, дверей, окон, лавок и вывесок:

Photobucket


Photobucket

Вход в лавку кукольника:

Photobucket


«Про радост и ужитек»:
Photobucket

Чортик Фрделник:

Photobucket

Без слов...

Photobucket


В замке, в числе посетителей я заметил двух девушек из своей френдленты, но решил не приставать к ним, раз они решили меня не узнать (да к тому же, я был с женой... ;))) Интересно, признаются ли они, что видели меня...


Продолжение следует
Tags: europe, о себе, путешествия, размышления, рассказик, фотки
Subscribe

  • О Крошке Цахесе

    Эпоха правления Путина придала совершенно новый смысл выражению «вор в законе».

  • ЭТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ЗАПАДА

    ЭТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ЗАПАДА В СВЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОШЕДШЕГО В РОССИИ ГОЛОСОВАНИЯ 20 сентября 2021 года Назвать выборами комедию голосования,…

  • НЕТ, Я НЕ БЫЛ ДИССИДЕНТОМ

    (по следам предыдущих публикаций) После публикации рассказа ОТЪЕЗД одна из читательниц прислала мне в личку вопрос, почему я уехал из страны вместо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О Крошке Цахесе

    Эпоха правления Путина придала совершенно новый смысл выражению «вор в законе».

  • ЭТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ЗАПАДА

    ЭТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ЗАПАДА В СВЕТЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОШЕДШЕГО В РОССИИ ГОЛОСОВАНИЯ 20 сентября 2021 года Назвать выборами комедию голосования,…

  • НЕТ, Я НЕ БЫЛ ДИССИДЕНТОМ

    (по следам предыдущих публикаций) После публикации рассказа ОТЪЕЗД одна из читательниц прислала мне в личку вопрос, почему я уехал из страны вместо…