Нам необходим энергетический законопроект, поощряющий потребление.ДЖЕНЕРАЛ МОТОРЗ ЗАКРОЕТ 4 ЗАВОДА, ВЫПУСКАЮЩИХ ГРУЗОВИКИ-ПИКАПЫ И БУДЕТ ФОКУСИРОВАТЬСЯ НА МИНИАТЮРИЗАЦИИ
— Джордж Буш (2002)
3 июня 2008, 6:40
By TOM KRISHER
Уилмингтон, Делавер (Агентство Пресс Интернешнл) – Корпорация Дженерал Моторз (GM) отказалась сегодня от своей старой бизнес-модели, официально объявив о прекращении дальнейшего выпуска громоздких пикапов и грузовиков и о закрытии четырёх заводов, которые их выпускали. Компания объявила о переходе к выпуску нового маленького автомобиля, с расходом горючего 45 миль на галлон, и о том, что в ходе принимаемых мер будут ликвидированы 10000 рабочих мест.
ЮНАЙТЕД ЭЙРЛАЙНЗ СОКРАЩАЕТ РАБОТНИКОВ, СНИМАЕТ С РЕЙСОВ САМОЛЁТЫ РАДИ ЭКОНОМИИ
4 июня 2008, 12:37
By ASHLEY M. HEHER
Чикаго (Агентство Пресс Интернешнл) – Юнайтед Эйрлайнз объявила в среду о сокращении ещё 1100 рабочих мест и выводе из операций дополнительно 70 самолётов с высоким расходом горючего, урезая домашние рейсы в попытке справиться со спирально растущими ценами на горючее.
Вторая по величине авиакомпания в США уволит до конца года ещё 1100 постоянных сотрудников, контракторов и менеджеров, в дополнение к объявленному ранее увольнению 500 человек. В целом число увольнений составит 3% от общего числа в 55000, занятых в операциях UA во всём мире.
Руководство авиалинии пояснило, что подобные «агрессивные» меры направлены на то, чтобы помочь компании выжить в условиях «беспрецедентной ситуации с топливом».
АКЦИИ РЕЗКО ПАДАЮТ ИЗ-ЗА НОВОСТЕЙ О РОСТЕ ЦЕН НА НЕФТЬ И ДАННЫХ О РЫНКЕ ТРУДА
6 июня 2008, 6:44 PM
By TIM PARADIS
Нью-Йорк (Агентство Пресс Интернешнл) – Биржа Уолл-Стрита упала в пятницу, свалив вниз индекс Дау-Джонса почти на 400 пунктов, после известий о двух отрицательных новостях: цена на нефть поднялась почти на 11 долларов за баррель, впервые приблизившись вплотную к $140, а правительственные данные об уровне занятости показали самый большой прирост числа безработных за более чем 20 лет.
Это самый скучный из разделов моего рассказа. Кроме того, он относится исключительно к Америке, так что людям, у которых портится настроение от большого числа буковок, и жителям других стран лучше пропустить это часть и перейти сразу к следующей, которая, мне кажется, будет гораздо более интересной для всех.
Правильным способом смягчить удар нефтяного кризиса была бы решимость человечества потреблять меньше и лучше использовать то, что нам действительно необходимо. Термин conservation – "экономия" – обычно используют для обозначения этих двух разных понятий. Первое из них - самоограничение (выключай свет, выходя из комнаты), второе – эффективность (замени обычную лампочку флюоресцентной, которая даёт ту же освещённость, потребляя всего четверть энергии).
В последние три десятилетия жизнь последовательно учила американцев эффективно расходовать энергию. В 1950-х годах экономика страны в целом использовала более 20000 BTU на каждый доллар произведенного национального продукта (с учётом инфляции), а к 2000 году – всего 12000 BTU на доллар. В быту рост эффективности был достигнут благодаря новым, более экономичным домашним устройствам (холодильникам, лампам, духовкам, стиральным машинам). Сегодняшние дома гораздо лучше термоизолированы, чем несколько десятилетий назад, многие здания были перепроектированы с учётом требований экономии энергии. И всё же этого не достаточно. С 1980 по 1995 год автомобили стали более экономичными, но после 1995-го "тренд" повернулcя в сторону производства SUV (в России их, кажется, называют джипами). Мода снова пересилила давление кошелька, и обуреваемый комплексами водитель получил возможность чувствовать себя настоящим мачо, таская за собой две тонны железа в супермаркет и обратно – пока жареный петух опять не клюнул в темячко нефтяную вышку.
В предчувствии подорожания бензина, Тойота и Хонда первыми сообразили начать производство гибридных моделей, расходующих ~50 миль на галлон. Американским автомобилестроителям снова приходится догонять впереди идущих. Сейчас технически возможно массовое производство легковых автомашин с расходом 70 миль на галлон – и не игрушечных коробочек, а полноразмерных седанов. А General Motors объявляет о планах выпуска новой модели с 45-мильным расходом горючего! Они увольняют рабочих и менаджеров низшего звена в то время, как давно пора дать под зад всему совету директоров компании. Я не покупаю нового автомобиля, дожидаясь, когда, наконец, появятся в продаже модели, делающие 70 миль на галон. Остановка за инициативой Президента и Конгресса. Будем надеяться, что с окончанием избирательной компании Вашингтон возьмётся наконец за ум, и мы получим действенный экономический план, без которого стране не обойтись.
Изменения в нашей промышленности идут слишком медленно; мы не поспеваем за европейцами. Возьмите, к примеру, Филлипс. В начале 1990-х годов эта компания решила целенаправленно изменить свои технологические процессы в сторону большей экономии. Они наняли консультантов-специалистов по эффективности использования энергии и под их руководством начали менять технологию всех операций. В результате, между 1994 и 1999 годами Филлипсу удалось поднять эффективность производства на 31% и в то же время снизить объём отходов на 56%.
Эффективность американских электростанций достигла 35%-ного максимума примерно в 1958 году. С тех пор, с помощью новых методов проектирования, оказалось возможным добиться эффективности работы станции в размере 57% и более. К 1998 году две трети американских электростанций были в почтенном возрасте 25 лет или более. Если заменить эти станции новыми, более эффективными, мы могли бы по крайней мере на четверть увеличить эффективность сжигания топлива безо всякого увеличения его расхода. Более того, избытки тепла можно было бы отвести для обогрева окрестных домов, оборудовав станции как теплоцентрали, или использовать тепловую энергию для производства водорода.
Многие из таких решений можно реализовать, если предоставить энергетическим рынкам стимулы и субсидии в виде снижения налогов за повышение эффективности (деньги на налоги можно изыскать за счёт налогообложения нефтепродуктов; я знаю, что читатель начинает меня тихо ненавидеть за повторение этой мантры). Разумное энергетическое законодательство могло бы в корне улучшить экономичность наших производств. Увы, Конгресс попрежнему по уши занят политическими разборками.
Сами мы тоже можем многое сделать, не дожидаясь, пока поумнеет вашингтонское начальство. Дома можно более надёжно теплоизолировать, старые окна заменить теплоизолирующими рамами, лампы накаливания – флюоресцентными лампами долгосрочной службы, вдоль южной стороны домов посадить деревья, тень которых позволит уменьшить расходы на кондиционирование во время летней жары. Сегодня на американском рынке есть проекты высоко-эффективных, так называемых “зелёных” домов, и есть компании, специализирующиеся на их возведении.
Следует, однако, иметь в виду, что существуют пределы увеличения эффективности. Вложение средств в эффективность подчиняется закону, называемому the law of diminishing returns – вначале вложения окупаются большими возвратами эффективности, потом кривая начинает выравниваться, достигает пика, после чего вы можете вкладывать всё больше средств, но они будут приносить всё меньший эффект.
Пример: допустим автомобиль, на котором вы сегодня ездите, может проехать на одном галлоне бензина 20 миль. Вы видите на дороге новый автомобиль той же марки, который, судя по рекламе, проезжает 30 миль на одном галоне. Может показаться, что, покупая новую автомашину, вы будете экономить энергию. Однако ситуация не столь однозначна: существенная доля потребления энергии приходится на процесс изготовления автомобиля – до того, как он прошёл свою первую милю, на его изготовление уже затрачено много энергии. Поэтому, откладывая на более поздний срок покупку новых машин, мы все вместе сможем экономить расход энергии в стране.
В конце 1980-х годов Гевер с соавторами изучали связь между энергетической эффективностью и успехом национальной экономики. Они рассматривали параметр, являющийся отношением полного национального продукта (GDP) к полному потреблению энергии каждой из стран. Чем более высок этот параметр, тем более энергоэффективна экономика. Оказалось, что Швеция, Австрия, Дания более энергоэффективны, чем Соединённые Штаты.
Америка тоже умеет при надобности улучшать свою энергоэффективность. Так было в 1980-е годы.
Анализ показывает, что эффективность возрастает с использованием энергоресурсов, обладающих более высокой плотностью отдачи энергии. Это самый важный из факторов, значительно более существенный, чем все остальные.
Вторым по значению оказался фактор снижения потребления энергии по мере повышения её стоимости. Чем выше цены на энергию, тем быстрее происходит перевод экономики на эффективные процессы и технологии (ещё одна причина приветствовать целенаправленый налог на нефть!)
Проблема часто заключается в том, что, как это ни удивительно, американцы не всегда хорошо считают. Гевер писал:
В сельском хозяйстве, к примеру, количество топлива, используемого непосредственно на кукурузном поле для выращивания килограмма кукурузы, снизилось между 1959-ым и 1970-ым годами на 14.6%. Однако, если включить в расчёт расходы топлива на производство новейших тракторов, удобрений, пестицидов и проч., оказывается, что полный расход энергии на килограмм кукурузы за этот период вырос на 3 процента.Детальный учёт всех энергозатрат приводит к пониманию ограниченности наших усилий добиваться перелома только за счёт вложения средств в увеличение эффективности. Это своего рода игра в орешек, в которой энтропия хитро подкидывает нам вместо прямых энергозатрат расходы топлива на непрямые, а также на трудовые затраты, затраты капитала – всё равно сводящиеся в конечном счёте к энергопотерям.
Но самый важный вывод из исследований Гевера заключается в том, что высокая энергоплотность топлива не может более лежать в основе стратегий на будущие времена! Пирушка подходит к концу, гостям пора
В реалиях бравого нового пост-нефтяного мира самоограничение обещает существенно большие выгоды, чем расходы на бесконечное совершенствование эффективности. Простое сокращение расстояния вашей поездки от дома до работы принесло бы немедленные сбережения, вне зависимости от того, ездите вы на старом автомобиле или на новом.
Некоторые самоограничения сравнительно безболезненны – например, привычка выключать свет, когда выходишь из комнаты, или подкручивание вниз термостата на ночь – всё это простые и полезные привычки. Другие будут гораздо более болезненными. Последовательные меры самоограничения, становясь частью культуры, заметно скажутся на экономических последствиях для стран с разумным населением; а странам с глупым, упрямым населением, больным пофигизмом, придётся совсем туго.
Исторические прецеденты доказывают справедливость этих утверждений. В начале 1970-х и в конце 80-х годов население США сознательно ограничило потребление энергии после нефтяных шоков 1973 и 1979 годов. Люди стали меньше ездить, к тому же на меньших автомобилях, а скорость движения снизилась благодаря ново-введенным правилам об ограничении скорости на дорогах. В результате национальный параметр энергоэффективности (GDP/Energy) улучшился (не будем забывать – за счёт определённого снижения жизненного стандарта!). В рассмотренном случае плата за самоограничение не слишком высока, но трудно сомневаться в том, что именно самоограничение было причиной заметного роста энергоэффективности – как только цены на горючее снизились, люди снова вернулись к длительным поездкам, пересели в SUV и погнали их под 80 миль в час, наплевав на ограничение скорости.
Многие стороны западного way of life вполне подходят для самоограничительных мер. Если вдуматься, эти меры могут даже улучшить подлинное качество жизни. Постоянно лезущий в глаза пропагандный поток настырной рекламы заставляет нас покупать вещи и услуги, которые иначе не назовёшь, как выбрасыванием средств впустую (не забывайте: “средства” – денежный эквивалент энергии). Образ жизни, основанный на бездумном потребительстве, вредит обществу, семье, более всего – достоинству личности. Потом и восток перенял эту, не лучшую из черт западной жизни, и жители бывшего совка, освобождённые от ограничений плановой имперской экономики, первым делом набросились на самую доступную из западных ценностей – потребление (подлинные ценности запада – независимость мышления, личная ответственность, терпимость, уважение к законности, эгалитарность, приверженность идеалам свободы и демократии – так и остались невостребованными).
Первым неизбежным следствием самоограничений становится снижение экономической активности в обществе (примеры – GM и UAL – в начале этого раздела). Снижение экономической активности означает: меньше товаров, услуг, сокращение рынка труда. Фундаментальные изменения в структуре наших отношений не замедлят последовать: неизбежно понижение уровня жизни, к которому общество привыкло в течение последних двух-трёх десятилетий. Изменения не ограничатся переходом на маленькие автомобили и снижением скорости на фривэях. В игру неизбежно включатся гораздо более неприятные факторы: ухудшение медицинского обслуживания населения, сокращение расходов на культуру, повышение стоимости образования, возникновение совершенно новых жилищных проблем.
Стоит отдельно сказать несколько слов об американском жилье. Значительная часть населения покинула большие города Америки в годы дешёвой нефти: зачем жить в душных бетонных каньонах мегаполисов, если можно построить себе роскошный, просторный дом в пригороде, оборудовать его не хуже любой городской квартиры, населить большой семьёй, за которой будет следить неработающая жена, а самому ездить на работу на автомашине? Некоторые считают, что концепция этой идиллии, называемой suburbia, была изобретена американскими архитекторами наивных пятидесятых годов прошлого века. На самом деле архитектура предместий уходит корнями в присущие жителям старой Англии ценности – privacy, property и selfdom (любопытствующим могу рекомендовать потрясающе интересную книгу известного историка архитектуры Джона Арчера Architecture and Suburbia), но только в Америке после Второй Мировой войны suburbia стала нормой организации жилых пространств, доступной широким массам. Нефть стоила считанные центы, пригороды росли, как грибы после летнего дождика, а города постепенно пустели и превращались в уродливые декорации фильмов ужасов. Средства массового транспорта потеряли значение, зато строились автодороги. Больше дорог – ещё больше автомобилей... Сегодня, чтобы добраться от дому до работы, среднему жителю Калифорнии приходится ехать миль тридцать. “Ехать” – чересчур оптимистичный термин для обозначения занятия, заключающегося главным образом в стоянии в безумных пробках на протяжение часа (в каждую сторону), с работающим на холостом ходу двигателем, сжигающим впустую драгоценный бензин и выплёвывающим взамен удушливые облака смога.
Изменить архитектурную концепцию suburbии на европейскую схему (the Art of Compaction), сменив спальные коммуны на полноразмерные города, представляется теперь неподъёмной задачей, особенно с учётом дороговизны строительства в условиях роста стоимости стройматериалов и энергии. В качеcтве альтернативы все, кто могут, уже стараются работать на дому (во многих компаниях информационного сектора, например, принято пару дней в неделю работать off site). Но я не вижу сегодня панацеи, которая могла бы в корне разрешить транспортную проблему Америки, кроме перехода от индивидуальных поездок к развитому общественному транспорту – по крайней мере в окрестностях крупных городов.
Не говоря уже об умопомрачительной дороговизне инфраструктуры для средств массового транспорта (с учётом американских расстояний), надо признать, что сама публика тоже ещё не созрела для этой идеи. Вообще, по моим наблюдениям, первым и главным препятствием к экономии является потрясающая воображение неграмотность населения. У меня нет данных о России, но вот, к примеру, 70% моих сограждан понятия не имеют о том, что большая часть пластмасс делается из нефти! Идея о том, чтобы вылезти из автомобиля и пересесть в электричку, кажется большинству социализмом. При этом всё сильнее слышны вопли о дороговизне бензина (в том числе в обеих палатах Конгресса). Соединить в уме дороговизну бензина с необходимостью прекращения пользования оным? – подобный подвиг потребует качественного скачка в сознании моих соотечественников!...
К сожалению, несмотря на возможности, предоставляемые разнообразными альтернативными источниками, и несмотря на переход к экономичному использованию энергии, сегодня на горизонте не видно никакого единого заменителя нефти, который обладал бы одновременно такими же свойствами энергоплотности, универсальности, удобством транспортировки и обработки, какими обладала нефть, определившая формы нашей нынешней цивилизации. А времени у этой цивилизации остаётся всё меньше и меньше.
В серьёзном отчёте от февраля 2005 года под названием PEAKING OF WORLD OIL PRODUCTION: IMPACTS, MITIGATION, & RISK MANAGEMENT (Robert L. Hirsch, SAIC, Roger Bezdek, MISI, Robert Wendling, MISI ) говорится о проблемах поисков замены транспортного топлива:
5. Усилия по выправлению ситуации потребуют значительного времениТакие вот пироги, леди и джентльмены....
Для выправления существующей ситуации понадобятся серьёзные усилия на протяжение нескольких десятилетий. Этот неизбежный вывод основан на подсчёте времени, которое необходимо для замены громадного числа машин, работающих на нынешнем жидком топливе, и для строительства предприятий по производству новых топлив. Проделанный нами анализ возможных сценариев показал, что:
•Ожидание наступления пика добычи нефти вместо принятия решительных дейcтвий поставит мир перед опасным дефицитом топлива в мире на время около двух десятилетий.
•Если начать программу решительных действий за 10 лет до пика нефтедобычи, это значительно поможет [избежать нежелательных последствий], но всё равно оставит десять лет, в течение которых будет ощущаться серьёзный недостаток горючего.
•Только начало программы за 20 лет до наступления пика может избавить мир от неприятностей на время прогнозируемого периода.
•Быстродействующего лекарства нет. Даже срочный переход на программу замены горючего потребует больше десятилетия до того, как наступит облегчение [с использованием автопарка].
В заключение этой части хочу познакомить вас с таблицей энергоэффективности разных стран с 1820-го по 1998 год:
Внимательный читатель сможет найти здесь объяснения многим явлениям, которыми мы с вами уже стали свидетелями. Например:
1. Европа (которую в данном случае представляет UK) давно опережает США по показателям энергоэффективности; именно это, даже при более высоких трудозатратах по сравнению с Америкой, позволяет европейским странам оставаться на плаву в условиях глобализованной экономики.Вывод: нам в Америке есть над чем серьёзно задуматься.
2. Япония не напрасно сумела заставить США покупать свои автомобили и электронику. Лишённые собственных источников энергии, японцы с самого начала делали ставку на энергоэффективность своей экономии.
3. Китай сумел добиться в последние годы большей суммарной энергоэффективности по сравнению с Соединёнными Штатами, благодаря широкому использованию энергии ручного труда и эксплуатации своих рабочих, не имеющих права на организацию независимых профсоюзов; в результате ему удалось перехватить в свои руки изготовление товаров ширпотреба, вытеснив индустриальные страны c этого глобального рынка.
4. Остальная Азия (Индия, Индонезия, Малайзия и иже с ними), а также страны Латинской Америки эффективно пользуются эксплуатацией труда своих рабочих для того, чтобы урвать кусок в информационном секторе, в сельском хозяйстве, в производстве ширпотреба и т.д. Меньшая зависимость от энергии ископаемых оказалась выигрышным билетом в их борьбе за выживание в глобалистском море, наполненном акулами конкуренции!
5. Африка находится в глубокой дыре, откуда не видно выхода.
6. Если у кого были вопросы по поводу подлинных причин крушения совка, здесь вы найдёте концентрированную информацию для размышлений... (кстати, уровень энергоэффективности сегодняшних российских производств, повидимому, в значительной мере объясняет, почему России не удаётся выпустить на мировой рынок конкурентноспособные товары).
В следующем разделе – разбор doomsday сценариев.
Продолжение следует
 
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →