Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Category:

ЗАМЕТКИ СТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ (3)

Часть 3. Откуда у синкретической фигуры ноги растут

Прочёл я на днях у одного из моих френдов-поэтов: «Развод [между поэтами и читателями] состоялся. В результате родилась парадоксальная синкретическая фигура ПОЭТ=ЧИТАТЕЛЬ ПОЭЗИИ». Прочёл и задумался: откуда у этой фигуры ноги растут? То-бишь, какова глубинная причина развода, если отбросить попытку огульного обвинения всех читателей в потере общей культуры? Что привлекательного находит поэтическая общественность в концепции развода с читателем?

Позволю себе высказать несколько соображений, не настаивая непременно на том, что каждый защищающий пресловутую синкретическую фигуру руководствуется именно ими.

1. Всякий человек, который захочет выступать в роли критика, вынужден будет уважать иерархическую структуру закрытого клана поэтов, иначе поэтическая общественность немедленно объявит его презренным читателем, по определению ни фига не тянущим в поэзии. Критики наконец-то станут ручными!

2. Поэзия, превратившись из «вещи для нас» в «вещь в себе», как закрытая масонская ложа или корпорация, сможет открывать доступ в клан только тем, кто принимает корпоративные правила игры, что непременно приведёт к ещё большему его укреплению. Не попавшие в клан (либо по уровню дарования, либо потому, что не умеют правильно вести себя с литературным начальством) навсегда переводятся в читатели (равносильно «графоману»).

3. Если изолировать поэтическую общественность от слушателей/читателей, тогда жрецы клана смогут сами назначать себя какими угодно корифеями, ибо кто ж тогда бросит им насмешливое: у этих стихов нет читателей, потому что они никому не понятны или потому, что они философствуют о том, что не задевает читателя.

4. Ну, а дальше... совсем не обсуждаемое... это дрожащие миражи раздачи литературных слонов (аллюзия не моя: см. http://www.ng.ru/culture/2001-11-09/8_premiy.html )

«Синкретическая фигура», в отсутствие объективных критериев качества стихов, запросто разрубает гордиев узел поэзии без читателя, знаменуя торжество волюнтаристского парадигма отделения «чистых» от «нечистых» (по крайней мере, в сознании членов клана).

Вот и всё.

На самом деле, ничего не изменится. Люди, которые пишут потому, что им необходимо выразить себя, будут продолжать писать стихи. Малая часть этих стихов, признана она поэтическим истаблишментом или нет, будет хороша настолько, что у этих авторов всегда найдётся свой читатель – так же, как это происходит сегодня. Броуновское движение победит попытки организовать ламинарные потоки стихотворной продукции.

И в конечном счёте поэты сообразят, что «поэзия для поэтов» имеет не больше смысла, чем театр только для актёров или архитектура для одних архитекторов...
Tags: размышления
Subscribe

  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

    «Мы сообщили российской стороне, что она несет ответственность за то, что происходит с Навальным под стражей. Они будут привлечены к ответственности…

  • ПИШЕТ АЛЕКСАНДР ГЕНИС:

    Прожив две трети своей жизни в Русской Америке, я привык считать себя ее естественной частью со всеми ее достоинствами и комплексами. Мне довелось…

  • ПО БОЛЬШЕВИКАМ ПРОШЛО РЫДАНЬЕ

    Рунет, российская Дума, российские транспланты в Америке, Европе, Израиле хором выражают серьёзную озабоченность в связи с коррозией свободы слова в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

    «Мы сообщили российской стороне, что она несет ответственность за то, что происходит с Навальным под стражей. Они будут привлечены к ответственности…

  • ПИШЕТ АЛЕКСАНДР ГЕНИС:

    Прожив две трети своей жизни в Русской Америке, я привык считать себя ее естественной частью со всеми ее достоинствами и комплексами. Мне довелось…

  • ПО БОЛЬШЕВИКАМ ПРОШЛО РЫДАНЬЕ

    Рунет, российская Дума, российские транспланты в Америке, Европе, Израиле хором выражают серьёзную озабоченность в связи с коррозией свободы слова в…