Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

ЗАМЕТКИ СТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ (1)

Часть 1. Рассуждение о пользе броуновского движения

Время от времени в поэтическом секторе ЖЖ зaвязываются жестокие бои местного значения. Это происходит всякий раз, как какой-нибудь критик (часто с поддачи, иногда по наивности), не разобравшись в принадлежности поэта N к одной из могучих кучек, именуемых в просторечьи тусовками, смеет высказаться неодобрительно о поэте N, вызывая на себя огонь артиллерии всех калибров. Потому чтo – нельзя же, в самом деле, позволять сторонним людям «поливать грязью достойных, хороших поэтов!»
С одной стороны, удивляешься декларированной неприкасаемости неприкасаемых, с другой – смешит непробиваемая уверенность литературной общественности в том, что критику необходимо обладать объективным вкусом перед тем, как обнародовать своё мнение по поводу того или иного поэта. Ненависть к отдельному критику проистекает на самом деле от почти религиозного благоговения поэтов перед цехом критиков как независимых, объективных оценщиков лит.товара. Вот эта вера и смешна. Ну, нету у гнома этого колеса!

Что такое объективный вкус? Кто доказал его существование? Разве литературоведы открыли способ объективно отделять хорошую поэзию от нехорошей? Почему бы им тогда не опубликовать результаты своего открытия, сформулировав объективные критерии. Если бы такие критерии были известны, можно было бы автоматически разделять овец чёрных и белых. В отсутствие научно обоснованного объективного критерия, разумно считаться с тем, что у каждого человека свои вкусы, свои предпочтения, и, следовательно, мнение того или иного критика – всего-навсего его личное мнение, обижаться на которое смехотворно. Так же смехотворно, впрочем, как и радоваться похвалам критики – даже если несколько критиков соглашаются по поводу того, «что такое хорошо и что такое плохо» – ибо критические доводы каждого из них всё равно субъективны.

Сам я без колебаний пишу о том, что мне лично такие-то вот стихи нравятся, а такие-то – наоборот. Иногда я могу объяснить почему, но не очень часто. Однако при этом не выдаю своё мнение за объективную реальность, данную всем в ощущении. Вот такой я релятивист, можете есть меня без соли, господа поэты, если у вас здоровые желудки.

Пример поэтических страстей? Извольте:
«Одного поля ягоды - что Б, что Л. Думаю, первый тоже скоро по шапке получит, слишком напрашивается.»

«"Извините, но Вы - дурак!" По-моему, больше этой фразы говорить ни автору, ни редактору не нужно»

«Л. не имеет права вообще говорить что-либо о поэзии, поскольку, как видно из его текста, он в ней ровным счётом ничего не смыслит... настоящие критики, критикуя, убеждают, а иначе это – слова, слова, слова… обратившиеся в данном случае в дурно пахнущий словесный понос»...
Красиво, не правда ли? Сразу чувствуешь: собрались люди, владеющие искусством слова.

Идеологические бури в стакане воды – явление не новое в европейском искусстве вообще и в русской поэзии в особенности. В нынешнем лит-заповеднике поэт существует не сам по себе в качестве творца-одиночки, но в качестве члена функционирующего сообщества. Члены группы могут вообще никогда друг с другом не встречаться лично. Но это и не нужно. Членскими взносами являются знаки обожания по отношению к иерархической структуре тусовки, и те, кто регулярно платит членские взносы, может рассчитывать на защиту стаи.

Эта модель не свойственна американской литературе. Невозможно представить себе, чтобы Труман Капоте с Фолкнером, Стейнбеком и Хемингуэем подняли кампанию протестов в защиту Ньютона Арвина, или чтобы, например, Генри Миллер, Айзик Азимов и Сэлинджер бросились защищать Филиппа Рота от нападок еврейской общины, разразившихся после написания романа «Прощай, Колумб». Уоллес Стивенс никогда не тусовался с Робинсоном Джефферсом.

То, о чём идёт здесь речь, является, по преимуществу, феноменом русскоязычной литературы.

Вскорости после разгона совка и роспуска совписов, в сети стали возникать, как грибы, литературные блоги, где каждый может вывесить на обозрение масс результаты своего так называемого творчества. Возможность публикации, бывшая прежде привилегией признанных и маститых членов совписа, вдруг оказалось доступной каждому. Поскольку литературный талант распределяется в любой страте населения ещё менее равномерно, чем денежные доходы, процент графоманских произведений в сети естественно оказался весьма высок.

Поэтическая элита тут же восприняла сей факт, как нечто отрицательное: вот, дескать, до чего довели Великую Русскую Литературу. С этим что-то надо делать, иначе Читатель запутается и не будет знать, кого ему читать (а читать-то следует нас!!!) И потому люди начинают не просто пописывать себе стишки ли, прозу, нет! – они понимают себя всерьёз борцами за судьбы Русской Поэзии. Или Великой Русской Литературы. Или вообще Культуры.

На самом деле причин для паники нет. Во-первых, сегодняшняя поэзия на русском языке, ну, никак не ниже качеством, чем подцензурная советская. Во-вторых, литературно-сетевая автономность имеет существенные преимущества. Взять, к примеру, Стихи.ру: не менее 95% вывешиваемых там стихов, с точки зрения любого наблюдателя, – чистая графомания. А я говорю: ну и что? Что в этом плохого? Кто от этого страдает? Каждый, кто любит стихи, может найти себе в этом бедламе своих авторов. Я нашёл. И другие нашли тех, кто им по душе. Ничего нет страшного в том, что разным людям нравятся стихи разных авторов. Уважаемые Дамы и Господа Поэты, ЭТО НОРМАЛЬНО! Стихи.ру – модель нормального децентрализованного демократического общества, живущего по своим законам, общества, где люди группируются по интересам, а не следуют в кильватере декларированных сверху единых ценностей, общества, свободного от навязанных культурологических иерархий.

Что, будет доминировать попса? Но она и так всегда и всюду доминирует.

Да, эта модель не обеспечивает никому бесплатных публикаций, оплачиваемых поездок на поэтические междусобойчики, путёвок в писательские дома творчества, а главное – звания Великого Русского Поэта, Выдающегося Русского Поэта и Известного Русского Поэта – вот почему профессиональные литераторы грустят по Золотому Веку Совписа!

И идут войнушки. Пиитерцы воюют со своими врагами. «Союз и» – со своими. Киевские письменники ведут свои войны. Ностальгически-патриотическая эмиграция тоже не дремлет. При этом все стоят горой «за своих». Изредка «дружат против» общего врага – какого-нибудь совсем оборзевшего критика, нелицеприятно отозвавшегося обо всей нонешней поэзии. Такому критику, – исходят криком поэты, – надо навсегда запретить писать критические статьи, редактора, позволившего публикацию, четвертовать, а сам журнал бойкотировать!

Критик имеет право на глупость, глупцов можно игнорировать, редакторы тоже бывают не семи пядей во лбу и могут ошибаться, а не понравившиеся журналы можно не читать, не требуя в то же время их сожжения, – эти простые мысли оказываются непреодолимыми для клана поэтов, вышедшего на тропу войны. А мне вспоминается языковый строй знаменитого Постановления от 1948 года: «Грубой ошибкой [журнала] является предоставление литературной трибуны [имяреку], произведения которого чужды советской литературе». Правильно, товарищи, если враг не сдаётся, его не игнорируют – его четвертуют, а труп сжигают ради торжества справедливости! Чтоб другим не повадно было наших трогать.

Совпис неискореним...
Tags: размышления
Subscribe

  • МОСКВА, ШТАТ АЙДАХО

  • КРОВЬ НА УЛИЦАХ ВЕНЕСУЭЛЫ

    Народ Венесуэлы пресытился издевательствами левой хунты и поднял восстание против геноцида, организованного правительством Мадуро. Верные диктатору…

  • С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, J.S.!

    21 марта 1685 года по старому стилю в Айзенахе, Тюрингия, родился человек, памяти о котором суждено было не только сохраниться в течение более трёх…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments

  • МОСКВА, ШТАТ АЙДАХО

  • КРОВЬ НА УЛИЦАХ ВЕНЕСУЭЛЫ

    Народ Венесуэлы пресытился издевательствами левой хунты и поднял восстание против геноцида, организованного правительством Мадуро. Верные диктатору…

  • С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ, J.S.!

    21 марта 1685 года по старому стилю в Айзенахе, Тюрингия, родился человек, памяти о котором суждено было не только сохраниться в течение более трёх…