Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Category:
  • Mood:

О ГАВАЙСКИХ БОГАХ



Согласно гавайской мифологии, поначалу была По – необъятная пустота, некая чёрная воронка, vortex, в которой не было никого кроме одного лишь духа, которого звали Keawe. Он владел единственным источником света в этом царстве тьмы, содержащим Энергию Созидания, и хранился этот источник в гигантском плоде calabash (тропическое дерево Crescentia cujete).

И вот Кеаве решил установить порядок в этой хаотической воронке. Он отгрыз верхушку плода calabash и бросил её высоко вверх. Распрямившись, она превратилась в гигантскую синюю поверхность – небо. Из сердцевины плода калабаш Кеаве вынул оранжевый диск, подвесил его к небу, и диск стал солнцем.

После этого Кеаве превратился в божество женского рода по имени Na Wahine, которая была на самом деле его дочерью (верующий читатель-христанин наверняка не станет удивляться превращениям бога в божьих родственников). Вдобавок к На-Вахине, Кеану превратился также в своего сына Кане, известного под именем Eli или Eli-Eli, который представлял собой мужскую энергию Созидания. При пересказе Кumulipo, известного гавайского мифа о Сотворении Мира, великие свершения Ели-Ели принято воспевать в традиционном ритмическом речитативе.

На-Вахине и Кане совокупились (реально? спиритуально? друзья-христане, кто кроме вас объяснит, как?..), и от этого брака произошла королевская семья, которая также входит в первый круг первичных богов гавайского олимпа: гавайцы поклоняются трём сыновьям На-Вахине и Кане: Ку, Лоно и Каналоа. Эта троица вместе с Кане и являются главными гавайскими божками.

Кеаве сделал Кане управителем всех природных явлений, а также земли, камней и пресной воды. Ку (известный кроме того под именем Кукаилимоку) был назначен богом войны, но ему подчинялись также деревья и урожаи; и он был покровителем ремёсел.

Тот же Ку, известный под другими именами, выполнял по совместительству разные обязанности. Например, ловцы птиц и люди, делавшие украшения из птичьих перьев, молились ему под именем Кухулухулуману, в то время как рыбаки обращались к нему по имени Ку’ула, а колдуны звали его Кукоае.

В зону ответственности Каналоа входила южная часть Тихого Океана, и в этой ипостаси он был богом моряков и рыболовов. Лоно был богом солнца и мудрости, в его обязанности входило следить за тем, чтобы растительность была зелёной, чтобы не было засух. Он был богом врачевателей, помогал людям выбирать целительные травы и следил, чтобы в природе было достаточно растений, используемых в ритуалах врачевателей. Лоно возглавлял праздники макахики после окончания войн и следил, чтобы подданые вовремя платили налоги королевской семье (ali'i).

У Кане и На-Вахине были также дочери: Лака, мать острова Мауи, была богиней-покровительницей танцев хула; Хина вытаскивала острова из глубины океана; Капо была богиней южной тихоокеании (ей поклонялись, главным образом, жители Мауи).

Среди главных персонажей нужно назвать также богиню по имени Папа, выполнявшую обязанности королевы Природы, и ей мужа по имени Уакеа. Согласно легенде, первый сын этой парочки родился деформированным, как корень таро (я писал об этом очень важном для полинезийцев растении в отчётах о предыдущей поездке на Гавайи), и когда этот сын умер, из его могилы выросло первое растение таро, чтобы человечеству было чем питаться. Кстати, и само человечество произошло от этой самой пары – Папа и Уакеа (не запутайтесь, друзья, помните: Папа это мама!)

Двенадцатым божеством был Милу, покровитель духовного мира, суверен Ка-па’а-kе’о, куда могли попасть души, покидающие спящих и умерших, если эти души не получили прощения ‘аумакуа – персональных богов-охранителей.

Одним из нескольких входов в опустошённую, сухую страну Милу считался провал, расположенный у входа в чёрную пустыню долины Уаипи’o на Большом Острове.

Каждый человек должен был поклоняться божку-покровителю (акуа) своей профессии. У ловцов птиц, у мастеров по вырезыванию каное, у грабителей, изготовителей браги, бус, рыбаков, и т.д. – у всех были свои божки. Во время праздника урожая или по случаю окончания войны устраивались грандиозные праздники-обжираловки, где еду распределяли между группами людей одной профессии, сидящими вокруг идола соответствующего божка. Шаман (кахуна) приносил часть еды в виде жертвы идолу до того, как кто-нибудь съедал первый кусок.

Интересно, что обычные жители (kanaka maoli) могли молиться сами своим богам, как они там на душу положат, придумывая свои собственные молитвы. Однако члены королевского семейства не могли сами произносить свои молитвы: за них это должен был делать kahu-akua – верховный жрец, хранитель королевского каменного идола.

Королю разрешалось лишь отдавать приказ о сооружении жертвенного храма в честь бога войны Кукаилимоку, что непременно требовало человеческих жертвоприношений.

С приходом христианских миссионеров в 1825 году старым богам пришлось уступить место новой семейке... Вот так это выглядит сегодня:


(использованы материалы Бетти Фуллард-Лио)
Продолжение следует.
Tags: путешествия, рассуждения, фотки
Subscribe

  • РОДИНА-МАТЬ

    - Пролетела жизнь, как мгновение, уплыла бесследно на ялике. - Это горе не горе, мой маленький. Повседневность. Духа томление. В храме с певчими, по…

  • Из цикла "ГОРОД" два стишка (новый и старый)

    УЛАВЛИВАТЕЛИ Высоко в фиолетовом смоге Над зданием Биржи Торчат большие пустые цилиндры Их уши-антенны Впитывают звуки вечернего мегаполиса…

  • GIRONE II

    Прищурив третий глаз, внимает нам Никто, Кивает иногда согласно головами, А в синей пустоте, простершейся под нами, Все вносит в протокол прилежный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments

  • РОДИНА-МАТЬ

    - Пролетела жизнь, как мгновение, уплыла бесследно на ялике. - Это горе не горе, мой маленький. Повседневность. Духа томление. В храме с певчими, по…

  • Из цикла "ГОРОД" два стишка (новый и старый)

    УЛАВЛИВАТЕЛИ Высоко в фиолетовом смоге Над зданием Биржи Торчат большие пустые цилиндры Их уши-антенны Впитывают звуки вечернего мегаполиса…

  • GIRONE II

    Прищурив третий глаз, внимает нам Никто, Кивает иногда согласно головами, А в синей пустоте, простершейся под нами, Все вносит в протокол прилежный…