Arthur Kalmeyer (art_of_arts) wrote,
Arthur Kalmeyer
art_of_arts

Categories:
  • Mood:
  • Music:

ОПТИМИЗАЦИЯ

Крис сидит передо мной со стаканом зомби-коктейля и нервно постукивает пальцами по стеклу. Он позвонил накануне вечером и попросил об этой встрече, отказавшись вдаваться в подробности, сказал только, что ему нужно со мной поговорить, и что это очень важно. Крис – здоровенный итальянец, которому, несмотря на рыхлый зад, никогда не дашь его шестидесяти семи. Мы знакомы по старой работе, вместе тянули лямку в Венесуэле. Жена оставила его лет десять назад, после чего он перебрал с полдюжины женщин разных возрастов, пока пришёл, наконец, к выводу о том, что покой себе дороже.

Ранний вечер. В это время в баре Финнегана ещё не собрался народ, и можно спокойно говорить о чём угодно без того, чтобы пьяные выкрики забивали звуки голоса.

– Понимаешь, – судорожно вздохнув, говорит Крис, – надо выработать оптимальную линию поведения. Но всё зависит от продолжительности жизни, а без того, чтобы знать, когда умрёшь, нельзя ничего решить.
– Живи до ста лет без забот, Крис. Куда тебе торопиться?
– Нет, ты не понимаешь. Не знаю, как ты там решаешь насчёт своих денег, а я вот совсем запутался.
– В чём запутался-то?
– Я не могу понять, на какую сумму мне жить.
– Что это значит, Крис?
– У меня, в общем, такие же обстоятельства, как у всех наших: ежемесячная пенсия соцстрахования, и вдобавок определённая сумма на индивидуальном пенсионном счету, откуда можно снимать сколько захочешь в год. Так вот, я не могу сообразить, сколько мне оттуда снимать. Оптимальный вариант был бы в том случае, если бы я снимал, скажем N долларов к год, и умер в точности тогда, когда выйдут все деньги. Будешь снимать больше – есть опасность, что под конец жизни окажешься в положении человека, которому остаётся помирать под забором. Снимать меньше денег со счёта – отказывать себе во всём, а умрёшь – и плакали твои денежки. Конечно, если б жена была или дети, тогда легче принимать решение, по крайней мере близким людям достанется. А волку-одиночке вроде меня без правильного плана действий не обойтись...

Пытаясь сообразить, что ему от меня нужно, я молча гляжу, как Крис вращает в руках опустевший стакан из-под зомби. Наступает молчание, и я понимаю, что надо что-то сказать.
– Бартендер, повтори, у нас горючее на исходе.

Новая порция коньяка призвана ускорить передачу сигналов между полушариями моего усталого серого вещества, или какого там оно цвета бывает после трёх порций.

– Крис, ты вообще понимаешь, что знать точную дату своей смерти – не чересчур большая радость?
– Почему? Если б я знал, я мог бы точно рассчитать свой бюджет.
– У тебя плохи дела с воображением, друг мой. Представляешь себе?... ну, ладно! Не стану тебя впечатлять на ночь...

Я дёргаю головой, чтобы стряхнуть картинку жизни в ожидании назначенного часа.

– Слушай, а почему б тебе не снимать со счёта в точности столько, сколько нужно для того, чтобы жить комфортабельно, по твоим понятиям, ни в чём себе не отказывая?
– Я не знаю, что это значит – ни в чём не отказывая. Вот если я, к примеру, захочу купить себе яхту, так что ж мне, взять и мотануть на неё сто-двести тысяч?
– А ты хочешь яхту?
– Когда-то хотел, когда был помоложе, всё мечтал – поставишь паруса, выйдешь в океан на своей красавице, на мостике рядом с тобой пара загорелых фемин, а в носовом отсеке – спальный гарнитур для всей компании... Теперь для этого всего немного поздно, конечно....
– Ну хорошо. Значит сейчас тебе эта яхта нафиг уже не нужна. Ну, и не траться на неё. Трать свои деньги на то, чего тебе сейчас хочется.
– Откуда люди знают, чего им хочется, если не ясно, какими средствами они для этого располагают?
– По-моему ты ставишь телегу впереди лошади, Крис.
– Нет, это ты отказываешься понять суть проблемы. А я надеялся, что ты сможешь мне помочь...
– Хорошо. Давай попробуем зайти с другой стороны. Выбери любую благотворительную организацию по своему вкусу и завещай все деньги, которые не успеешь потратить, на доброе дело помощи благодарному человечеству. Ты, если не ошибаюсь, был когда-то связан с “Рыцарями Колумба”, они распределяют средства среди бедных, вот и решение твоей задачки.
– Ну да, я вкалывал всю жизнь, отказывал себе, ради того, чтобы мои трудовые деньги пошли на закрутку наркоманам?

За столиком снова воцаряется тягостная тишина. Из задней комнаты доносится звук биллиардных шаров. У стойки бара завсегдатаи развлекаются, исподтишка посмеиваясь над заглянувшими на огонёк туристами, игнорировавшими предупредительную надпись при входе “В этом пабе мы обсчитываем туристов и пьяных”. И тут меня осеняет.

– Слушай, Крис, я думаю, у меня есть для тебя абсолютно беспроигрышный вариант оптимальной стратегии!
– Ты шутишь?
– Нет, я серьёзен как никогда. Внимай, друг мой. Задача заключается не в том, чтобы узнать, сколько лет тебе осталось жить, а в том, чтобы полностью взять в свои руки пенсионный процесс.
– Что ты имеешь в виду?
– То, чем занимаются люди в маркетинге: нужно создать потребность тратить деньги. Нужно создать желания. Не говори мне, что тебе ничего не хочется. Поезжай играть в Вегас. Или отправляйся в Европу, в Южную Америку, в Африку на сафари, куда угодно. Можешь ехать сам или, если скучно, найди попутчиц. Я уверен, с твоей внешностью альфа-гориллы это не составит особого труда.
– Я с женщинами завязал.
– Развяжи. Это не в их, а в твоих интересах. Короче, не в женщинах дело – первая задача состоит в том, чтобы тебе чего-то захотелось. Как только тебе чего-то захочется, ты тут же сможешь определить, сколько тебе понадобится денег для исполнения твоих желаний. И всё – сколько понадобится, столько и снимай!
– Хе-хе-хе, ну, я, допустим, потрачу за десять лет все свои сбережения, а потом что? Продавать дом и идти в ночлежку?
– В том-то и состоит твоя ошибка, что ты играешь в игру с заведомым проигрышем в конце. Твои оценки не верны! Подумай вот о чём: если ты будешь выполнять любые свои желания и умрёшь до того, как закончатся деньги, значит ты победил! – потому что ты безнаказанно жил в своё удовольствие и ни в чём себе не отказывал. Если, скажем, через десять лет окажется, что ты остался в живых, но без денег, значит твоя победа ещё вдвое слаже! – ты тратил свои деньги, как хотел, не считая, и ты – ЖИВ! Что может быть лучше? Если доживёшь до 77 лет, какая тебе разница, принадлежит тебе твой дом или нет? Продавай его и продолжай тратить деньги. Ещё через 10 лет снова подсчитаешь свой дебит-кредит и снова увидишь, что жил правильно и опять победил! А там уже не так важно, что будет!...

Крис ошарашенно глядит на меня. Видно, что этот экспромт произвел на него впечатление.

– Ты знаешь... в этом что-то есть, – наконец выдавливает он.
– Давай, заказывай ещё один круг – я сегодня в ударе.
– Так ты говоришь, сафари?
– Если тебе захочется сафари, шлёпай на сафари.
– Или в Бразилию?
– Почему бы нет! В Бразилию, значит в Бразилию. Важно, чтобы тебе хотелось, и чтобы ты делал то, чего тебе хочется.
– Хммм... вроде бы я и сам всё это знал... но ты как-то так повернул, что вроде и правда можно не заботиться о том, сколько тратить в год денег.
– Считай себя победителем, Крис, в этом главный принцип успеха. За успех, друг мой!...

* * *

Прошло три года, и мне позвонила бывшая жена Криса сообщить, что он умер от острого желудочного заболевания во время путешествия в Таиланд. Незадолго до смерти он, после долгих лет молчания, написал ей письмо, приглашая приехать, присоединиться к нему – он собирался в Малайзию, и подробно расписывал, как это удивительно прекрасно – жить без забот о завтрашнем дне; и ещё он просил передать мне привет и сказать, что впервые в жизни чувствует себя победителем.

Tags: рассказик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments