Ассошиэйтед Пресс, Jan 17, 2:43 PM (ET)
By ALI AKBAR DAREINI. (Перевод мой)
ТЕГЕРАН, Иран (AП) – Цены на овощи утроились за последний месяц, стоимость жилья удвоилась с прошлого лета – и вместе с ростом цен растёт недовольство иранцев их упрямцем президентом и его курсом на конфронтацию с Западом.
Ахмадинежад был избран в прошлом году благодаря популистской платформе, обещавшей донести выручку от продажи иранской нефти до каждой семьи, искоренить нищету и снизить безработицу. Теперь он пожинает всё более открытую критику за его неспособность выполнить предвыборные обещания.
Ахмадинежаду бросают вызов не только реформаторы, но и консерваторы, которые выстлали ковровую дорожку для его ошеломительной победы на выборах 2005 года. Даже консерваторы жалуются, что Ахмадинежад слишком сконцентрирован на зажигательных анти-американских выступлениях и не уделяет внимания экономике – и они всё агрессивнее призывают президента к ответу за его политику. “Правительство нарисовало идиллические картинки, касающиеся разрешения жилищных проблем и безработицы... но не предложило никакой реальной программы”, - заявил корреспонденту Ассошиэйтед Пресс известный консервативный законодатель Мохаммед Хосчехрех.
Правительство Ахмадинежада “сильно своими популистскими лозунгами, но слабо на их осуществление“, - сказал Хосчехрех, который участвовал в президентской кампании Ахмадинежада во время выборов.
Иранский президент выставляет себя жёстким анти-Западным лидером и всё время выступает с осуждением Соединённых Штатов. Его заявления о том, что Израиль следует “стереть с карты мира” и выпады с утверждениями о том, что Холокоста на самом деле не было, вызвали гнев на Западе и привели к международной изоляции Ирана.
В то же время он агрессивно проталкивал иранскую ядерную программу, отказываясь принять требования ООН об остановке обогащения урана. В результате в декабре прошлого года ООН наложила санкции на Иран.
Санкции эти – весьма ограниченного характера, они включают лишь запрет на продажу Ирану материалов и технологий, которые могут быть непосредственно использованы для ядерных и ракетных программ; также заморожены счета десяти иранских компаний и отдельных лиц.
Цены на фрукты, овощи и предметы первой необходимости уже росли и до введения санкций, но после введения санкций цены стремительно взлетели вверх – повидимому из-за страха населения перед дальнейшими, ещё более серьёзными наказаниями.
Инфляция тяжело отражается на иранском населении, так же как и безработица, которую правительство оценивает в размере 10 процентов, а экономисты утверждают – до 30%! Правительство также уверяет население, что инфляция составляет всего 11 процентов, но эксперты доказывают, что инфляция достигла 30 процентов.
Двадцативосьмилетняя тегеранская домохозяйка Мариам Хатамхани сказала, что её семья уже отказалась от покупки картошки и помидоров, из-за того, что цены за последний месяц выросли втрое или вчетверо. Помидоры поднялись в цене с 33 центов за фунт до полутора долларов.
“Люди действительно чувствуют давление цен. И мы возмущены. Вместо того, чтобы принести людям благополучие, правительство принесло нам одни беды”, - сказала она.
Вахид Юсефи, заводской рабочий, подрабатывает в качестве подпольного таксиста, подбирая и развозя людей по ночам. В прошлом году он мечтал купить себе скромную квартирку в центре Тегерана, но оказалось, теперь она ему не по карману. За последние шесть месяцев цены на жильё удвоились.
“Я еле свожу концы с концами, - сказал Юсефи, у которого двое детей, - и нам никогда не светит жить в собственном доме.”
Иранские законодатели вызвали на парламентский ковёр Мохаммеда Саидикья, министра жилищного строительства в правительстве Ахмадинежада для дачи показаний о причинах резкого роста цен; тот сослался на повышенный спрос, пообещал составить план для контролирования цен, но не смог привести никаких подробностей о том, в чём же этот план будет заключаться.
Спрос на жильё действительно увеличился частично из-за роста населения в Иране. После Исламской Революции 1979-го года твердолобые клерикалы внушали иранцам, что им следует иметь больше детей. Это привело к невероятному скачку уровня деторождений в 1980-х годах, до такой степени, что те же клерики вынуждены были дать задний ход в 1990-х годах.
Ахмадинежад, который оживил значительную часть революционной риторики, вызвал публичное возмущение в прошлом году, заявив, что двух детей на семью совершенно не достаточно, и потребовал, чтобы иранцы рожали больше. Не обращая внимания на критику и недостаток жилья, Ахмадинежад продолжает стоять на своём, и на прошлой неделе он заявил, что Иран, сегодняшнее население которого составляет 70 миллионов, имеет возможности для трёхсотмиллионного населения.
Президент “продолжает раздавать пустые обещания людям в каждом городе, где бы он ни выступал”, – сказал другой консервативный член парламента, Гаффар Есмаили.
Как знак растущего недовольства народа, президентские сторонники получили унизительное поражение во время местных выборов в декабре прошлого года – поражение как от реформистов, так и от противостоящих Ахмадинежаду консерваторов.
С тех пор атаки на Ахмадинежада становятся всё более и более серьёзными, в особенности атаки на его ядерную политику, которая до этого не подлежала критике как предмет национальной гордости. Критики обвиняют президента в ненужной эскалации ядерного противостояния с Западом из-за резкости его риторических выпадов.
Реформистские и консервативные законодатели рассматривают возможность вызова Ахмадинежада на заседание парламента для разборки по поводу его ядерной дипломатии и экономической политики. Пока не назначена никакая дата для этого шоу.
На прошлой неделе около ста пятидесяти членов парламента подписали письмо, требующее от правительства Ахмадинежада пересмотра проекта бюджета на следующий год. Законодатели считают, что этот проект чрезмерно зависит от нефтедоходов. Примерно 80 процентов иранских доходов составляют деньги, вырученные от экспорта нефти.
Даже разъезды президента по планете подверглись обстрелу в парламенте. Он совершил несколько поездок по странам Азии и Африки ради продвижения своего имиджа в качестве мирового лидера, способного противостоять Соединённым Штатам. На этой неделе он был в Латинской Америке, встречаясь с венесуэльским президентом Чавесом, с никарагуанским Даниэлом Ортегой и прочими одиозными анти-американскими фигурами.
“Вы что, действительно думаете, что люди вроде Чавеса и Ортеги могут быть стратегическими союзниками Ирана?” – иронически спрашивает Ахмадинежада редакторская колонка ежедневной реформистской газеты Етемад-и-Мелли , - “Не стоит пытаться строить дом из воды!...”