Arthur Kalmeyer ([info]art_of_arts) wrote,
  • Mood: cynical

ЗАСЕДАНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС. 20 марта 1973 года

 
Рабочая запись заседания ПБ ЦК КПСС 20 марта 1973 года

Совершенно секретно
Экземпляр единственный
Рабочая запись

ЗАСЕДАНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС

20 марта 1973 года

К вопросу о выезде за границу лиц еврейской национальности

БРЕЖНЕВ: Когда читаешь материалы, а я их читаю все, то видишь, что всё-таки создался серьёзный тормоз в ходе завершения подготовки официального визита в США по причине сионизма. В последние месяцы разгорелась истерия вокруг так называемого образовательного налога на лиц, выезжающих за границу. Я много думал, как быть. На прошлом заседании Политбюро мы не записывали этого, но условились, что т. Андропов примет соответствующие меры. Я тогда не знал, что это дело т. Щёлокова, и отдел у них, оказывается, такой есть. Я сказал тогда: приостановить взимание налогов, то есть, не отменяя Закона, отпустить партию человек в 500 евреев, которые никакого отношения ни к секретности работы, ни к партийным учреждениям не имеют. Даже если попадутся и лица среднего возраста, например, из Биробиджана, отпустить. Они расскажут, и все будут знать об этом. Но стал я проверять, душа моя беспокойная, думаю, дай спрошу т. Щёлокова. Звоню ему, а он говорит: я в первый раз слышу. Как первый раз слышишь? Значит, он ничего не знает об этом. Он не виноват, он не был на Политбюро. Звоню Юрию Владимировичу: как же так? Юрий Владимирович говорит: я разговаривал с его замом. Значит, заместитель не передал ему. Звоню т. Громыко, прошу проверить по консульствам. Говорю ему, что не знаю, что консульства оформляют выезды. Оказывается ничего подобного. До сих пор взимают плату. В 1973 году отправлено 349 человек, с которых взыскано полтора миллиона рублей. У меня справка есть об этом.
АНДРОПОВ: Это до Вашего указания.

БРЕЖНЕВ: Мы об этом говорим уже с прошлого года. Указания не выполняются. Меня это беспокоит. Я не ставлю вопроса об отмене Закона, а если хотите, и этот вопрос можно бы поставить. То ли мы будем зарабатывать деньги на этом деле, то ли проводить намеченную политику в отношении США. Учитывая конституционные статьи, Джексон успел внести поправку ещё до внесения Никсоном законопроекта о предоставлении нам режима наибольшего благоприятствования. Эту поправку внёс сенатор, и Конгресс уже не может отказать в обсуждении этой поправки. Джексон уже опередил. Вот я и думаю: что тогда стоит наша работа, что стоят наши усилия, если так оборачивается дело. Ничего!

АНДРОПОВ: Разрешите. За последнее Ваше указание, которое было дано на прошлом Политбюро, я несу ответственность. По моей вине мы задержали на шесть дней исполнение Вашего указания, просто это неповоротливость нашего аппарата. В субботу Вы мне позвонили, в субботу мы связались с т. Щёлоковым.

БРЕЖНЕВ: Никто, Юрий Владимирович, не давал Вам права писать письмо. Но если какой-то юрист или консульство не выполняет своей миссии, так замените его. Мы дали т. Добрынину резервную позицию, он держит её в кармане, пока из Москвы не получили согласия. Перед отъездом т. Добрынина мы с т. Гречко беседовали с ним и инструктировали по этапам: какие возможные варианты указаний он будет получать по мере согласования вопросов с Политбюро. Шёл разговор и о том, как выпустить из кармана еврейский вопрос. Мы проявляем заботу, а что из этого получается? Ничего.

АНДРОПОВ: На пять дней, повторяю, мы задержали.

БРЕЖНЕВ: В субботу, в воскресенье я на воздух не выходил, а ещё приходится заниматься этим вопросом.

АНДРОПОВ: Леонид Ильич, в субботу Вы позвонили, в субботу пошло указание по этому вопросу, фактически с субботы действует, и сегодня «Свободная Европа» и Би-Би-Си объявили, что евреи отъезжают без взимания налога...
Но я хочу всё-таки привести такую справку относительно этих 300 человек. Было Ваше указание в ноябре и декабре: выпустить, и мы выпустили без взимания налога 600 человек и ещё раз 600 человек. А потом — закон действует, и мы действуем. Я должен сказать, что 75 процентов уезжающих вообще ничего не платят, и только 13 процентов составляют люди, которые платят. Начиная с понедельника не взимаем платы.

БРЕЖНЕВ: Юрий Владимирович, извините, вот справка. Я её читаю: в 1972 году из 29 тысяч 816 человек лиц еврейской национальности, выехавших из СССР, 912 человек, имеющих высшее образование, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, возместили затраты в сумме 4 миллиона 427 тысяч рублей. Это за 1972 год. За два месяца 1973 года уехало 3318 человек, из них 393 человека, имеющих образование, заплатили 1 миллион 561 тысячу 375 рублей. Вот то что стоят наши общие разговоры. Поэтому сионисты воют, Джексон на это опирается, а Киссинджер приходит к Добрынину и говорит, что мы понимаем, что это внутреннее дело, мы не можем вмешиваться, у нас тоже законы есть. В то же время он говорит: помогите как-нибудь, Никсон не может пробить законопроект, он работает среди сенаторов. Зачем нам нужен этот миллион?

АНДРОПОВ: Я получил это указание через т. Суслова в ноябре, где было сказано, что это в разовом порядке. В разовом порядке мы это и сделали, Леонид Ильич. Затем закон вступил в силу. Я ещё раз говорю, 10-11 процентов от числа отъезжающих платят.
Леонид Ильич, я хочу попросить Вас взвесить и другой вопрос. Вот сидит т. Громыко, он знает: англичане в своё время внесли в ЮНЕСКО предложение о предотвращении утечки мозгов. Мы сейчас выпускаем и стариков и детей, и взрослых. Едут врачи, инженеры и т. д. Начинают и от академиков поступать заявления. Я Вам представил список.

БРЕЖНЕВ: Юрий Владимирович и Николай Анисимович, никаких академиков, а из этих 39 тысяч заявок вы отберите 500 человек и отправьте их.

КОСЫГИН: Если едут у вас академики, я не слышал, чтобы какие-то академики уезжали. Оттого, что он заплатил 500 рублей, что он, не академиком стал, что ли?

БРЕЖНЕВ: Закон не надо отменять. Мы условились не менять закона. Но на данном этапе, когда сионисты разожгли кампанию вокруг поправки Джексона и вокруг Законопроекта о представлении нам режима, надо отпускать. Дело не в режиме, им надо вообще поссорить Советский Союз с Америкой. Есть группа республиканцев, которая поставила целью сорвать улучшение отношений Советского Союза с США. Никсон — за, администрация — за, а многие сенаторы против только из-за того, что у нас с евреев взимают плату.

КОСЫГИН: А кого мы не хотим выпускать, мы не должны выпускать.

АНДРОПОВ: Вот недавно поступил на имя Леонида Ильича документ.

БРЕЖНЕВ: Я прочёл твою записку т. Марше. Я с тобой согласен.

АНДРОПОВ: С понедельника едут не 600 человек, а полторы тысячи.

БРЕЖНЕВ: Отпусти 500 второстепенных лиц, а не академиков. Пусть они говорят, что с них ничего не взяли. Возьмите пару инженеров с высшим образованием, не имеющих никакого отношения к секретам, например из пищевой промышленности, пусть едут. Но не с оборонной промышленности. Пускай и инженеры едут бесплатно. Это временный тактический манёвр.

ЩЁЛОКОВ: Леонид Ильич, так мы поступаем с понедельника, отобрали людей с высшим образованием, которых можно отпустить...
Леонид Ильич, я ещё хотел сказать, что, может быть, в связи с тем, что опубликованы данные о желающих возвратиться, использовать их здесь для пропаганды по телевидению, в печати и т. д.

АНДРОПОВ: Было такое поручение, вчера мы получили телеграмму, 10 семей мы возвращаем.

КОСЫГИН: Наш народ очень плохо реагирует на возвращение. Говорят, раз уехали, то их обратно не принимать.

БРЕЖНЕВ: Найти другие средства информации, не показывать людям, это вызывает негативную реакцию. Можно сообщить доверительно Никсону, что бегут из Израиля. На заграницу можно вещать. Ни у кого сомнений нет, товарищи?..
Я задал себе вопрос: существует издавна у нас еврейский журнал, который издаётся в Москве.

КОСЫГИН: На русском языке?

БРЕЖНЕВ: Нет, на еврейском. Редактор еврей Арон Вергелис, язык еврейский. Я узнал это из информации, что этот редактор ездил в Америку, он честно написал, как его обрабатывали, как его повёз на дачу один старый друг. А когда приехал, увидел там шабаш еврейский. Ах, Арон приехал. А этот Арон взял да и выдал все в нашу пользу и написал записку. Я впервые узнал, что есть такой журнал. Я тогда задал вопрос: есть у нас сколько-то цыган, но разве больше, чем евреев? Или у нас есть закон, преследующий евреев? А почему бы не дать им маленький театрик на 500 мест, эстрадный еврейский, который работает под нашей цензурой, и репертуар под нашим надзором. Пусть тётя Соня поёт там еврейские свадебные песни. Я не предлагаю этого, я просто говорю. А что если открыть школу? Наши дети даже в Англии учатся. Сын Мжаванадзе воспитывается в Англии. Моя внучка окончила так называемую английскую школу. Язык как язык, а остальное всё по общей программе. Я так рассуждаю: открыли в Москве одну школу, называется еврейская. Программа вся та же, как и в других школах. Но в ней национальный язык, еврейский, преподаётся. Что от этого изменится? А ведь их всё-таки три с половиной миллиона, в то время как цыган, может быть, 150 тысяч.
Я эту дерзкую мысль задал сам себе. Но так как я всегда полон откровения, то я думаю: никто ни разу не предложил, а что если разрешить еврейскую еженедельную газету? У нас раз в неделю маленькие газеты выходят в Биробиджане.. Не все её прочтут на еврейском. Прочтёт еврей, старый Абрамович прочтет, а там — то, что ТАСС передаёт.
У нас вся политика по еврейскому вопросу основывается на одном Дымшице, вот видите, у нас т. Дымшиц зам.пред. Совмина, так что зря говорите, что евреев притесняем. А может быть, нам немножко мозгами пошевелить?
Я это говорю свободно потому, что я ещё не поднял руки за то, что говорю. Я просто пока — руки по швам и рассуждаю, вот в чём дело.

КОСЫГИН: Конечно, надо подумать, потому что мы сами себе придумываем еврейский вопрос.

БРЕЖНЕВ: Сионизм нас глупит, а мы деньги берём со старухи, которая получила образование. Раз у неё высшее образование — плати деньги Щёлокову. Он тебе даст бумажку, тогда ты поедешь в Израиль. Вот такова политика. Я, конечно, не забываю при этом, что отпускать не только академиков, но и специалистов среднего звена не следует, не хочу ссориться с арабами. Мы просим вас в этом месяце отпустить одну партию 100 чел., затем вторую — 100 чел., третью — 100 чел. и не брать с них налогов, включить несколько второстепенных специалистов — вот о чём идёт речь.
Вы извините, что я так темпераментно говорю. Но я говорю потому, что Политбюро было такого мнения, а практических решений нет. Товарищи понимают это в принципе?

ВСЕ: правильно.

БРЕЖНЕВ: У нас не один ум, а 25 умов. А там один придумал и решил. Как поступают капиталисты? Если ты поступаешь в колледж, получаешь образование за пять лет или за четыре, оно стоит 40 тысяч долларов. Раз ты получаешь высшее образование, то обязан 40 тысяч долларов вернуть. После этого ты имеешь право свободной поездки в любую страну мира. Таково положение в Израиле. У нас сейчас поступают так: если гражданин кончил, например, пищевой институт, проработал 40 лет, а ему уже 60 лет. И вдруг вспомнили, что он 40 лет назад кончил институт, теперь же он в Израиль хочет ехать. Ему говорят: плати 5800 рублей, тогда поедешь. Но ведь это совсем разные вещи. Так что одно дело дать стипендию человеку, и он должен её отработать, а другое — плата за полученное образование.

КОСЫГИН: Давайте примем предложения.

БРЕЖНЕВ: Не надо давать письменных указаний, надо вызвать работников и сказать им. Причём это не каждый может понять, могут разболтать, что это такие тактические шаги. Хорошо, кончили с этим. Скажу об одном случае. Как-то приехал ко мне Антон Гаевой в Днепропетровск. Было воскресенье. Я говорю: знаешь что, Антон, давай сходим куда-нибудь. В это время открывалась филармония, как раз 200 метров от нашего дома. Я говорю ему: в филармонию какая-то певичка Соня приехала. Я даже не понял, что фамилия у неё еврейская. На концерте оказалось 100 процентов евреев. Только Антон Гаевой и я с супругами оказались среди них. А эта Соня пела еврейские старинные и свадебные песни. Только песенку споёт, а зал кричит: браво, Соня! Если открыть еврейский театр, то он будет бездотационный и будет приносить прибыль в бюджет.

КОСЫГИН: Тогда я запишу в доход.

БРЕЖНЕВ: Ты можешь запланировать миллион, они тебе дадут миллион, хотя они его и не заработают. Вы извините, товарищи, это шутка.



 
Tags: Россия, евреи

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 96 comments

[info]melonicecream

October 9 2009, 19:18:52 UTC 2 years ago

Где же люди деньги брали, чтобы этот налог заплатить?

[info]art_of_arts

October 9 2009, 19:25:11 UTC 2 years ago

продавали всё с себя, мебель, старенькие пианино, книги, семейное серебро, кольца... не все могли набрать деньги, необходимые на выплату дипломов, приходилось откладывать отъезд для лучших времён.

проще было ворюгам, завмагам и торговцам пивных палаток - у них и дипломов не было, и деньги были, их и выпускали без особых препятствий.

когда я пытался выехать, в 1977-ом уже не заставляли платить за дипломы, но необъодимо было платить "за отказ от советского гражданства". для моей семьи из пяти человек (мы с женой, сын и мои родители) пришлось платить такую сумму, что если бы не продажа жигулей (я получил этот автомобиль за ввод в действие блока на Запорожской ГРЭС), нам бы никогда не удалось собрать деньги на выезд...

[info]mcparker

2 years ago

[info]fe1ine

2 years ago

[info]fe1ine

2 years ago

[info]alegz

2 years ago

[info]izblank

October 9 2009, 19:31:18 UTC 2 years ago

Он тут выглядит разумнее всех остальных вместе взятых - или практичнее, как посмотреть. А может, это они все придуривались? Циники, это точно...

[info]art_of_arts

October 9 2009, 19:41:38 UTC 2 years ago

цинизм - основа основ совка. только в те годы он был прикрыт золочёной мишурой официальной идеалистической идеологии, а в путиностане стал достоянием широких масс и более не нуждается в мимикрии...

[info]crazy_dadazy

October 9 2009, 20:06:00 UTC 2 years ago

wow, а Леонид-то Ильич, оказывается, просто либерал был и умница на фоне скучных цепных псов... начинаю подозревать, уж не было ли в нем самом еврейской крови...

[info]art_of_arts

October 9 2009, 20:11:14 UTC 2 years ago

Вам сюда:
http://www.dazzle.ru/antifascism/mgsi.shtml

что касается меня. мне совершенно безразлично, какие кровя бродили в жилах этой отвратной туши с бровями, но я до смерти буду благодарен ему за то, что он, в конце концов, после множества трагедий, всё-таки лишил меня советского гражданства!

[info]gabriel_ar

2 years ago

[info]iz_tumana

October 9 2009, 20:14:09 UTC 2 years ago

Уникально, спасибо. Где вы раскопали такое?
"руки по швам и рассуждаю", это просто апофеоз совка.

[info]art_of_arts

October 9 2009, 20:16:39 UTC 2 years ago

да уж, нормальному человеку подделать стиль товарищей из Политбюро никак не можно! ;)

материал прислан мне агентами международного жыдовского заговора.

[info]nataly_mckenzie

October 9 2009, 20:25:20 UTC 2 years ago

"Я эту дерзкую мысль задал сам себе. Но так как я всегда полон откровения..."

вот у кого Черномырдин-то стиля понабрался. Он и внешне похож. Запишу себе в цитатник.

[info]art_of_arts

October 9 2009, 20:30:04 UTC 2 years ago

стиль - это человек. но даже у нелюдей есть собственный стиль...

[info]buroba

October 9 2009, 21:49:53 UTC 2 years ago

Как все интересно! Мы должны были отъехать в 77, уехали в 87-м. И все-таки, эти десять лет отказа сыграли свою положительную роль!

[info]art_of_arts

October 9 2009, 21:52:58 UTC 2 years ago

Положительную?... Мне нравится Ваш неисчерпаемый оптимизм, друг мой!

Или Вы имеете в виду, что Ваше присутствие сыграло положительную роль в разрушении Советского Союза?... ;)))))

[info]som

October 10 2009, 04:40:38 UTC 2 years ago

насколько помню, у отъезжающих отбирали госнаграды - ордена, медали. в т.ч. у участников войны.

[info]art_of_arts

October 10 2009, 08:57:32 UTC 2 years ago

да, и отбирали дипломы, в том числе дипломы о присуждении научных степеней.
потом они удивляются, почему эмигранты их так ненавидят...

[info]urif

2 years ago

[info]gabriel_ar

October 10 2009, 09:03:12 UTC 2 years ago

отбирали все, что могли отобрать, остальное добирала таможня: вот где был реально беспредел!
типа "запрещено к вывозу из страны".

[info]mcparker

October 10 2009, 10:25:57 UTC 2 years ago

например? интересно.
т.е. сомнению не подлежит, но интересно, что отбирали с особым рвением

[info]urif

2 years ago

[info]urif

2 years ago

[info]urif

2 years ago

[info]gentelev

October 10 2009, 10:21:22 UTC 2 years ago

Очень интересно!Насколько это правдивый документ?Извините за вопрос

[info]art_of_arts

October 10 2009, 14:44:04 UTC 2 years ago

Уже после того, как я опубликовал эту стенограмму, я полез в интернет и нашёл, что она была опубликована в Новой Газете под рубрикой ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ ( http://www.novayagazeta.ru/data/2006/18/26.html ) - "Новая газета" от 13.03.2006.

[info]gabriel_ar

October 10 2009, 11:02:16 UTC 2 years ago

а это смотря где: в Шереметьево особенно зверствовали бабы (типовые совковые).они очень любили отправлять молодых и красивых женщин на "личный досмотр".
настоящие ценности обычно везли другими путями, так что в основном просто издевались: ломали скрипки и пишущие машинки, выбрасывали старые фотографии и книги , рукописи, серебро.
а так как там работали настоящие садисты по призванию - это был всегда спектакль и развернутая драма, со слезами, мольбами, унижением, массовкой - ну как любят в кино изображать сцену "Фашистский шмон в еврейском гетто" - только без стрельбы. какбы "в рамках закона".

[info]art_of_arts

October 10 2009, 14:52:37 UTC 2 years ago

да.
я уже рассказывал раньше о том, как киевская таможня рассыпала по прилавку пепел мальчика в поиске "алмазов" - сына моих друзей, студента первого курса Ленинградского Университета, убили после подачи заявления на выезд из СССР, родители кремировали тело и везли с собой его прах... мать потеряла сознание...

[info]nkbokov

October 10 2009, 12:08:32 UTC 2 years ago

Ой, какая прелесть! Между собой людоеды как люди.

[info]art_of_arts

October 10 2009, 14:53:48 UTC 2 years ago

при первой встрече Дракона вполне можно принять за человека... Гитлер любил собак...

[info]nkbokov

October 10 2009, 12:18:19 UTC 2 years ago

Не подскажете, где читать остальные рабочие записи по всем вопросам?

[info]art_of_arts

October 10 2009, 14:55:25 UTC 2 years ago

друг мой, если б я знал, я б только эти сокровища и публиковал!

думаю, Вам следует обратиться с этим вопросом в архивы ФСБ... ;)))))

[info]simon_benjamin

October 10 2009, 15:22:00 UTC 2 years ago

!!!

Откровения сенильного фараона.

[info]art_of_arts

October 10 2009, 15:57:52 UTC 2 years ago

Re: !!!

коммунизьм как он есть

[info]alla_vlasova

October 10 2009, 21:03:32 UTC 2 years ago

"КОСЫГИН: Тогда я запишу в доход". Прямо, как в мультике про Дюймовочку: "Посчитаем, состоятельные кроты?". Хорошо, если все это останется только в прошлом. Дай Бог, чтобы не вернулось в том или ином виде.

[info]art_of_arts

October 10 2009, 22:39:10 UTC 2 years ago

увы, оно уже вернулось, Алла.
только сегодняшние материалы Вашим детям предстоит обнародовать - когда рухнет нынешний путиностан...

[info]krupelega

October 10 2009, 21:46:29 UTC 2 years ago

Для нас,достигших почти пятидесятилетнего возраста было непросто даже набрать деньги на отказ от гражданства и отправку багажа в Израиль.
Все маленькие наши сбережения ушли на предварительный переезд из Украины в Грузию,т.к. из Харькова нас не выпускали. В Тбилиси пришлось осесть на два года,втечение которых наши документы мариновали...Но обстановка и отношение к отьезжающим было абсолютно дружелюбным в отличии от антисемитской Украины.Мы нормально работали,что было бы невозможно в Харькове.
Хочу добавить важнейшую вещь,которую здесь никто не отметил.
Сейчас в Израиле есть много бывших советских граждан,готовых заплатить деньги за возвращение гражданства,особенно из Прибалтики и из России,т.к. эти страны платят пенсии сохранившим гражданство.
Конечно, это небольшие суммы,но с поганной овцы-хоть шерсти клок.
Мы с мужем отрабатали более 25лет на бывшей Родине и нам бы не повредили заработанные пенсии.


[info]art_of_arts

October 10 2009, 22:42:02 UTC 2 years ago

я не слишком уважаю людей, желающих вовращения гражданства Рудины-уродины, Надежда, или мечтающих о возвращении в места, где к ним относились как к гражданам второго сорта.

вот такой я негибкий человек...

[info]krupelega

2 years ago

[info]kiev_ru

2 years ago

[info]kiev_ru

2 years ago

[info]urif

2 years ago

[info]urif

2 years ago

Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…