Arthur Kalmeyer ([info]art_of_arts) wrote,
@ 2008-06-03 11:00:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Current mood: distressed
Entry tags:компиляция, размышления

КОГДА НЕФТЬ ПОДЕШЕВЕЕТ? Часть 7.

Если мы будем продолжать пожирать мир пока больше не останется ничего пригодного для потребления, будь я проклят, наверняка наступит день, когда наши дети или дети наших детей или их дети оглянутся на нас – на тебя и на меня – и спросят: "Господи Боже, что же это были за чудовища?!"
— Дэниел Куинн (2000)
Начну с одного восстановимого ресурса, который не поместился в предыдущую часть эпопеи, – давайте поговорим о биомассе, биодизеле и этаноле. А заодно и об истощении всемирных запасов человечности, маячащем за горизонтом.

Часть 7. БИОТОПЛИВО И ТРЕТИЙ МИР

"Биомасса" – современный термин для обозначения старейшего из источников энергии, освоенных человеком: растительного материала. Современные и возможные в будущем формы используемой биомассы включают дерево, экскременты животных, водоросли, торф, отходы сельского хозяйства, вроде сахарного тростника или кукурузной ботвы, и органический мусор.

Дерево служило главным энергоисточником в Штатах примерно до половины 19-го столетия, а в некоторых районах мира и до сих пор выполнает эту роль. Нужда в древесине для сжигания в примитивных хозяйствах в сравнительно недавнее время привела к истощению лесов в таких странах, как Бангладеш и Гаити. Использование биомасс в США поставляет нам в общем счёте больше энергии, чем использование гидроресурсов; сегодня именно биомассы являются главным среди всех восстановимых энергетических ресурсов (хотя гидростанции дают большую долю электричества).

Биомассы обладают весьма неровномерным распределением EROEI для разного вида сырья. Однако, каким бы сырьём ни пользоваться, сжигание биомассы создаёт загрязнение воздуха, временами очень серьёзное, высвобождая в атмосферу не только СО2, но настоящий коктейль отравляющих веществ, включая азотные окислы, угарный газ, вредные органические соединения и частицы. Население Индии ежегодно сжигает 200 миллионов тонн коровьих лепёшек, используемых для приготовления пищи. Эта практика не только лишает почву необходимых для её восстановления химических соединений – благодаря ей облака едкого смога заволакивают города страны.

Трудно ожидать в будущем значительного роста энергии, вырабатываемой за счёт биомассы. Многие страны мира уже испытывают сильную нехватку древесины, это растущая проблема сама по себе не находит разрешения из-за сопутствующей эрозии почв, прежде занятых лесом. В Бангладеш, Непале, Колумбии, Перу, Индии, Пакистане и во многих странах Африки большинство населения может позволить себе готовить на огне только одно блюдо в день. (Людям, знакомым с английским, посоветую глянуть на вот эту коротенькую заметку, чтобы оценить размер проблемы: http://www.refugeesinternational.org/content/photo/detail/2715/ )

Photobucket

Вдобавок к прямому сжиганию древесины для получения тепла или света, человек научился производить из биомассы концентрированные топлива, с помощью которых можно приводить в движение механизмы и транспортные двигатели. Когда Рудольф Дизель изобрёл свой двигатель в конце 1890-х годов, он с самого начала рассчитывал, что его изобретение сможет работать на разнообразных топливах, включая ореховое масло.

Используемое сегодня дизельное топливо представляет собой продукт нефтеперегонки, но дизели можно приспособить для работы на любых растительных маслах. Не переделывая дизельных моторов, их можно гонять на топливе, называемом "биодизель", представляющем собой химически изменённое растительное масло. Производственный процесс этот несложен: помимо растительного масла нужны всего два ингредиента: метанол и каустическая сода, так что с малой практикой и немудрёным оборудованием любой желающий может организовать у себя в гараже производство недорогого дизельного топлива, например, из использованного в ресторане масла.

Некоторые фермеры так и делают, заправляя свои грузовики и механизмы биодизелем. При сжигании этот продукт отравляет воздух меньшим количеством загрязнителей по сравнению с нефтяном дизельным топливом – выделяется меньше CO2, меньше твёрдых частиц, меньше ароматических паров бензоидов, толумина, ксилена, вообще нет выбросов серы (хотя выхлопные газы содержат такое же количество окислов азота, как и при сжигании дизельного топлива, сделанного из нефти). Расход биодизеля на милю, как правило, ниже, чем при использовании нефтяного дизельного топлива, зато вечером на танцульках фермер может похвастать перед девицами тем, что его выхлоп пахнет жареными картофельными хрустиками или пончиками... ;)))

Вот реклама производителей этого ресурса, розничная цена на который в разных районах страны колеблется около $4.25 за галлон, то-есть – уже на равных с обычным дизельным топливом:
Нужно отметить, однако, что биодизель всё ещё остаётся на положении "бутик-топлива": количество промышленных предприятий, выпускающих биодизель – около дюжины, и на всю страну есть порядка двух дюжин заправочных станций, отмеряющих потребителю душистый продукт кухонного масла.

Как вы понимаете, в стране не достаточно ресторанов "быстрого питания", чтобы хватило масляных отходов на солидные объёмы производства, а продажа растительного масла для использования в качестве горючего представляет собой в большей или меньшей степени (в зависимости от типа масла) – невыгодный бизнес. Из-за интенсивного использования нефтепродуктов в современном сельском хозяйстве нужно затратить больше энергии для выращивания галлона биодизеля, чем этот галлон отдаст при сжигании.

Однако, в недавние годы NREL (National Renewable Energy Laboratory) провела опыты по извлечению масел из ряски – водорослей, плавающих по поверхности водоёмов. Эта ряска сегодня является настырным вредителем, на избавление от которого тратятся большие деньги. Опыты NREL оказались успешными в том смысле, что выход масла из водорослей в несколько раз превышает выход пальмового или кокосового масла. Если окажется, что процесс в целом имеет разумный EROEI, не исключено, что можно будет использовать биодизель некоторой части парка дизельных двигателей.

Этанол – концентрированная форма алкогольного топлива, производимая при ферментации зерна. Это топливо имеет те же недостатки, что и биодизель. Сельскохозяйственное лобби пытается продвигать этанол в качестве чистого источника энергии, поскольку при сгорании он выделяет меньше вредных веществ в атмосферу, чем производные нефти. Конгрессом были принято законодательство, требующее подмешивать этанол в бензин для заправки автотранспорта.

Если глянуть поглубже к корень, требование федерального закона об использовании этанола представляет собой скрытую субсидию для агробизнеса, в особенности для фермеров среднего запада, выращивающих кукурузу, и для крупнейших сельскохозяйственных гигантов вроде Archer Daniels Midland Company; и хотя есть люди, утверждающие, что эта мера, в числе других, позволила обуздать рост потребления нефти в США в последние годы, я с сомнением отношусь к подобным заявлениям.

Профессор Корнелльского университета Дэйвид Пиментел, исследовавший в деталях энергетический анализ производства этанола, выяснил, что один акр кукурузы даёт в среднем 328 галлонов этанола. При этом на весь процесс сбора кукурузы с этого акра расходуется 140 галлонов нефтепроизводных топлив, чтобы посадить, вырастить растения и убрать урожай. Дополнительная энергия требуется в процессе дистилляции этанола. В сумме, на производство одного галлона этанола требуется израсходовать энергию в размере 131000 BTU, а при сжигании этот галлон отдаёт только 77000 BTU, что соответствует EROEI=0.59 (потеря энергии 41%).

Последующее исследование, выполненное USDA (Министерство Сельского Хозяйства США), пришло к более оптимистическим результатам: они утверждают, что этанол даёт 34%-ный навар на затраченную энергию. Но следует признать, что EROEI=1.34 – не слишком впечатляющий успех, если сравнивать с нефтью. В любом случае, если бы мы вдруг решили перевести весь транспортный парк США на этанол, пришлось бы использовать всю территорию страны для выращивания кукурузы на призводство этого топлива. Не осталось бы места даже для жилых построек для американцев, не говоря уже о том, чтобы прокормить население...

И вот здесь мне придётся остановиться на вопросе, который при всём желании невозможно обойти: о том, насколько отразится потеря нефти как энергоносителя на "подъёмной способности" человеческой расы на нашей планете.

В первой части я не напрасно детально объяснял, что существует определённый предел размеру популяции вида, поставленный несущей способностью экосистемы. Когда число антилоп уменьшается, неизбежно вымирает определённый процент львов, питающихся антилопами. Если мы уничтожим леса, вымрут те виды животных, существование которых зависит от наличия леса, а вслед за ними окажутся под угрозой все виды, которые ими питались. Избыток нефти позволил человечеству размножиться до небывалого уровня в 6.6 миллиардов. Население продолжает расти, но нефть истощилась. Нежелающие думать о последствиях отказываются смотреть в глаза трагедии, которая неизбежно следует за истощением нефти. Им так легче: не нужно шевелить мозгами, когда-нибудь какие-нибудь умные учёные что-то там придумают, в общем, Федя, не гони картину, переживём как-нито, нам не впервой!

Им и вправду легче. Жизнь в обществах, защищённых первой линией велфера, на первых порах изолирует граждан от ужасов голодания. Иначе обстоят дела в тех регионах планеты, где "подъёмная способность" давно превзойдена: население этих стран живёт по милости западных давателей.

Когда европейцы начали колонизировать Африку, продолжительность жизни населения чёрного континента была 30 лет. Тяжёлые жизненные условия, болезни, ограниченные источники пищи, межплеменные войны поддерживали население на уровне, который соответствовал возможностям окружающей среды.

Европейские колонизаторы "облагодетельствовали дикарей", привезя с собой лекарства, удобрения, оружие, и занялись, по своему европейскому обыкновению, интенсивным сельским хозяйством. В результате Африка испытала невероятный скачок народонаселения. Колонизатору выгодно наличие большого числа баснословно дешёвых рабочих рук. Как прежде в Европе, леса вырубались, строились города, куда стало собираться население, лишённое возможности прокормить себя иначе как с помощью подачек европейцев. Почвы в Африке таковы, что если вырубить лес, наступает пустыня, и восстановить плодородие земли больше невозможно. Потом начались войны. Было ввезено ещё больше оружия.


В конце концов благородные европейские колонизаторы бежали к себе на континент, увидев, что представляет собой цивилизованная ими Африка, и оставили африканцев разбираться между собой – теперь уже не только с помощью палок и мачете, но с калашниковыми и установленными на джипах ракетами. А чтоб не мучила совесть, Запад стал подкармливать африканское население, отправляя ему от своих щедрот грузовики с "гуманитарной помощью".

Photobucket

Помощь традиционно распределялась с помощью сети христианских благотворительных миссий. Помимо раздачи порционок муки и растительного масла, отцы-благотворители продолжали вести христианскую деятельность, усердно неся в массы божий призыв "плодитесь-размножайтесь" и препятствуя деятельности организаций, озабоченных ростом населения (как будто люмпенов, заселивших африканские города и лишившихся племенных структур, нужно было уговаривать сношаться с кем попало когда попало!) Отцы-благотворители препятствовали распространению противозачаточных средств, но ничего не предпринимали против издавна сложившегося неравенства полов, при котором африканская женщина с детского возраста рассматривается как объект насилия, не равная мужчине, и вынуждена послушно выполнять любые его прихоти. Женщина, лишённая равноправия, не могла контролировать деторождение – эти функции полностью были во власти мужчины – и Африка, поколение за поколением, полнилась пятнадцатилетними матерями.


Потом пришёл AIDS. Сотни тысяч детей остались без родителей, без способов добывать пищу. Это был первый удар. Следом (как в боксе – one-two punch) грянул нефтяной кризис. Падающий доллар, в котором измерялся размер "гуманитарной помощи", подрубил фактическое количество поставляемых продуктов на четверть (не будем забывать, что американские фермеры кормят около 40% мира своей продукцией). Вдобавок к падению доллара, цены поднялись из-за удорожания нефтепродуктов для транспорта и расходов на энергию в сельскохозяйственном секторе. Успех этанолового лобби в Конгрессе внёс свою малую лепту: площади, занятые прежде под пищевыми зерновыми культурами, начали засевать кукурузой, подходящей для выроботки этанола. Некоторые любители винить во всём США, утверждают, что именно этанол явился причиной начавшегося голода в Африке. Но это неправда: вклад этанолового лобби в надвигающийся голод гораздо менее значителен, чем жадность стран-экспортёров нефти, желающих сорвать куш пожирнее перед падением банка.


Как бы там ни было, Африку ждут тяжелейшие времена. И не только Африку. Этот кризис первоначально затронет все страны, где наиболее серьёзно нарушен баланс между количеством населения и возможностями экосистемы.

Мир скоро будет не в состояние продолжать кормить голодающее население этих регионов, и те, кто ничего не хотел делать по поводу истощения ископаемых ресурсов, станут в первые рады кликуш, крикливо обличающих с паперти всех остальных в страданиях бедных стран. С ними в ряд станут и все те, кто сегодня считает, что планета Земля нуждается в ещё большем числе людей!...

Не следует думать, что беды поджидают только жителей бедных стран Третьего Мира. Вот что писал два года назад Майкл Мичер, бывший министр Англии по Охране Окружающей Среды:
"Рыночные силы без сомнения будут подавать нам предупредительные сигналы, но не смогут предотвратить внезапных обвалов общества без использования стратегий, безжалостно вводимых ради спасения национальных интересов. CIBC предсказывает, что к 2010 году наиболее вероятный разрыв между потреблением и спросом составит порядка 9 миллионов баррелей в день и что цена нефти, необходимая для снижения спроса, достигнет 100 долларов за баррель и будет постоянно расти после этого. Но если цена барреля нефти достигнет, скажем, $150, экономики стран, сильно зависящих от нефтепотребления (значительная часть мира) могут войти в неуправляемое пике, что приведёт к кровавым беспорядкам, революциям и массовым миграциям в невиданных до сих пор масштабах."

Как видим, события разворачиваются гораздо быстрее, чем предсказывали политики всего два года назад. В следующей части мы с вами отвлечёмся от научной стороны вопроса и попробуем тоже предаться построению спекулятивных сценариев того, как могут разворачиваться события в разных странах мира, если начнётся биржевая паника. Любители придумок получат раздолье для любимого занятия пикейных жилетов – упражнений в необоснованных предсказаниях и взаимного уничтожения с помощью словесного подушечного боя.

На случай если кто ещё не читал, я закончу эту часть стихотворением Робинсона Джефферса под названием "Кошельковая Сеть", в моём переводе:
КОШЕЛЬКОВАЯ СЕТЬ

Рыбаки ловят сардин по ночам при свете луны.
Всё равно, днём или ночью,
Не известно, куда заводить сети:
Трудно высмотреть в глубине
Фосфоресценцию стаи сардин.
Есть работа на север от Монтерея,
Вблизи Санта-Круза, у Новогоднего мыса
Или на траверсе у Голубиного.
Вперёдсмотрящий заметит озеро млечного света
На фоне ночного сизого моря,
Крикнет "Рыба по курсу!"
Рулевой развернёт носом чёрный баркас
Для захода на цель – сети сброшены в воду,
Замыкаясь вокруг светящейся стаи,
Потом, тужась от тяжести кошеля с рыбой,
Рыбаки выгружают улов.

Трудно словами описать это зрелище – оно прекрасно
И немного ужасно, когда падающие рыбы,
Понимают, что пойманы, и, осознав неизбежность,
Начинают биться, прыгая от одной стенки к другой.
Льётся на палубу озеро пламени, и каждое тонкое тельце,
Как живая ракета, горит тем же пламенем страха.
Хвост кометы разбрасывает ярко-жёлтые искры
Вокруг суживающейся воронки, над канатами и поплавками;
За сетью морские львы приходят взглянуть на пожар,
А дальше – бесконечной стеною чёрная тьма
Встаёт навстречу мигающим звёздам.

Я недавно ночью рассматривал с вершины высокой горы
Ночной город, широко раскинувший разноцветье галактики света,
И не мог не припомнить кошельковую сеть,
Собирательницу светящихся рыб.
Трудно высказать, как прекрасен был этот город. И немного ужасен.
Я думал: Мы включили машины и попали в зависимость один от другого.
Мы замкнулись в больших городах. Теперь спастись невозможно.
Мы собрали гигантские толпы людей, неспособных самостоятельно выжить,
Изолировав их от земли, каждый сам по себе беззащитен, зависим от всех.
Верёвки затягиваются, сетку тащат наверх.
Пойманные не чувствуют напряженья канатов, но уже начинают светиться.
Неизбежный массовый ужас не наступит ещё в наше время,
Может и во времена наших детей, но и нам, и детям придётся следить
Как верёвки сходятся ближе, когда сетку тянет громада правительств,
Которым достанется всё. А может иначе – революции, новая власть, анархия,
Массовый ужас, террор – вот судьба слабых тел и уловленных душ.
Этому есть и названье: Прогресс.

Ты раздражён пророчеством бед и хмуришься, читая мой стих?
Что ж, пусть всё идёт по-старинке.
Тем, кто недавно были ещё молодыми, остаются истерики,
Крах минувших надежд и старческий кашель.
Так ошибаться!..
Нет причины для удивленья: мы всё это знали и раньше –
Культура прогнила, в конце есть одна только смерть.


Продолжение следует
 



Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>

(456 comments) - (Post a new comment)


[info]redheadrat
2008-06-03 03:49 pm UTC (link)
очень хороший эпиграф, надо будет Куинна ещё почитать, а то после универа забросил.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 03:57 pm UTC (link)
читайте, читайте, redheadrat.
любое чтение лучше лежания перед телевизором!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]redheadrat, 2008-06-03 04:02 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 04:11 pm UTC
(no subject) - [info]redheadrat, 2008-06-03 04:15 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 04:50 pm UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 08:07 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 08:36 pm UTC

[info]flying_bear
2008-06-03 04:12 pm UTC (link)
Замечательный текст, как всегда. Но вот, насчет этого: "Когда европейцы начали колонизировать Африку, продолжительность жизни населения чёрного континента была 30 лет. Тяжёлые жизненные условия, болезни, ограниченные источники пищи, межплеменные войны поддерживали население на уровне, который соответствовал возможностям окружающей среды." Насколько понимаю, это означает, что европейская колонизация, при всех издержках, действительно была благом, и кавычки тут неуместны? Обычно рост средней продолжительности жизни рассматривается как достижение.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 04:20 pm UTC (link)
спасибо, flying_bear.

когда европейцы начали колонизировать Африку, продолжительность жизни в благодатном климате самой Европы была едва больше 40. увеличение продолжительности жизни на всех континентах было достигнуто за счёт освоения новых энергоносителей - сперва угля, затем нефти.

именно за счёт дешёвой энергии удалось вырастить население, которое теперь, после истощения энергоресурсов, ожидает голодная смерть.

есть разные ракурсы для рассмотрения того, что следует считать достижением, а что преступлением, но трудно отстаивать точку зрения, утверждающую, что конечный результат исторического процесса не должен включаться в эту оценку...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]flying_bear, 2008-06-03 04:27 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 04:49 pm UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 05:12 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 05:22 pm UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 05:46 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 06:13 pm UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 05:57 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 06:17 pm UTC
Южная многодетность - [info]sapojnik, 2008-06-06 07:28 am UTC
Re: Южная многодетность - [info]xeye, 2008-06-06 07:00 pm UTC
Re: Южная многодетность - [info]sapojnik, 2008-06-06 07:27 pm UTC
Re: Южная многодетность - [info]xeye, 2008-06-06 07:32 pm UTC
... - [info]sapojnik, 2008-06-06 07:47 pm UTC
... - [info]amazonka_urals, 2008-06-17 04:18 pm UTC
(no subject) - [info]kandratka, 2008-06-04 11:28 am UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 04:52 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 05:04 pm UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 05:17 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 05:28 pm UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 06:01 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 06:18 pm UTC
... - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 06:46 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-03 07:09 pm UTC
(no subject) - [info]bowin, 2008-06-14 06:10 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-14 06:27 pm UTC

[info]sergeyslesarev
2008-06-03 04:17 pm UTC (link)
То есть, с другой стороны - хорошо, что нефти оказалось не так уж много, и население не доросло, например, до 20 млрд...

(Reply to this) (Thread)

релятивизм общего по отношению к частному
[info]art_of_arts
2008-06-03 04:23 pm UTC (link)
хорошо - если Вы и я не попадаем в число первых жертв истощения ресурса...
плохо, если Вы или я - ребёнок, пытающийся выжить в раскалённых песках Африки, а долгожданный грузовик с мукой всё не едет и не едет, и вода кончилась.

(Reply to this) (Parent)


[info]kurtuazij
2008-06-03 04:18 pm UTC (link)
Честно говоря, я собирался дождаться окончания - не люблю читать по частям. Я вообще мало чего люблю по частям :)
Однако, создается.. ээ.. два параллельных ощущения. Первое:
мы - вирус. Высокоразвитый, поэтому не ждем милостей от врача, а сами травим себя антибиотиком. Оружие, истощение ресурсов, жизнь сегодняшним днем, табак, наркотики, спиртное, бесконтрольный секс и прочие радости жизни. Второе: мы - венец творения. И у природы-маменьки есть в загашнике новые игрушки на тот случай, если мы раздолбаем все старые. И в том, и в другом случае я спокоен - венец творения обычно берегут пуще глаза (где бы там у природы не находились глаза), а вирус, как показывает история, умеет мутировать, на порядок опережая прогресс антибиотиков. Короче, я за блаженное "авось" :)

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 04:27 pm UTC (link)
Боря, ты еврей. Евреям ничего другого не остаётся, как быть оптимистами, полагающимися на авось.
Я тоже оптимист, только значительно подпорченный environmentalism'ом... ;)

беда заключается в том, что вирусы тоже умирают со смертью организма, на котором они паразитировали...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kurtuazij, 2008-06-03 04:35 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 04:39 pm UTC

[info]al_zatv
2008-06-03 04:18 pm UTC (link)
"жадность стран-экспортёров нефти" - единственное что может спасти нынешний мир. Чем дороже баррель, тем больше умов ищут альтернативу. чем жаднее и чем раньше они начнут грабить всех подряд - тем мягче удастся пережить истощение нефтяного потока.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 04:28 pm UTC (link)
вот и чудесно!
проблемы как не бывало!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]al_zatv, 2008-06-03 05:07 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 05:31 pm UTC
(no subject) - [info]al_zatv, 2008-06-03 07:27 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 07:30 pm UTC
(no subject) - [info]al_zatv, 2008-06-03 07:41 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 07:46 pm UTC
(no subject) - [info]al_zatv, 2008-06-03 07:58 pm UTC
попридираюсь - [info]2teato22, 2008-06-03 09:26 pm UTC
Re: попридираюсь - [info]al_zatv, 2008-06-03 09:54 pm UTC
(no subject) - [info]pisar4uk, 2008-06-03 05:00 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 05:06 pm UTC
(no subject) - [info]pisar4uk, 2008-06-03 05:16 pm UTC
(no subject) - [info]al_zatv, 2008-06-03 05:13 pm UTC
(no subject) - [info]pisar4uk, 2008-06-03 05:21 pm UTC
(no subject) - [info]al_zatv, 2008-06-03 05:33 pm UTC
(no subject) - [info]pisar4uk, 2008-06-03 05:42 pm UTC
(no subject) - [info]al_zatv, 2008-06-03 07:36 pm UTC
(no subject) - [info]pisar4uk, 2008-06-03 08:02 pm UTC
(no subject) - [info]al_zatv, 2008-06-03 08:15 pm UTC
... - [info]pisar4uk, 2008-06-03 08:27 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-03 08:29 pm UTC
... - [info]pisar4uk, 2008-06-03 08:34 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-03 08:42 pm UTC
... - [info]pisar4uk, 2008-06-03 09:15 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-03 09:27 pm UTC
... - [info]pisar4uk, 2008-06-03 09:36 pm UTC
... - [info]al_zatv, 2008-06-03 09:07 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-03 09:12 pm UTC
... - [info]xeye, 2008-06-06 07:14 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-06 10:44 pm UTC
... - [info]xeye, 2008-06-07 09:23 am UTC
здравая мысль. - [info]sternenzaehler, 2008-06-04 05:36 am UTC

[info]nboyko
2008-06-03 04:19 pm UTC (link)
Интересно, китайцам поможет их "одна семья - один ребенок"?

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 04:29 pm UTC (link)
всему человечеству придётся следовать этим путём.
китайцы просто первые, кто перешли на поедание червей и насекомых.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 04:32 pm UTC
(no subject) - [info]nboyko, 2008-06-03 04:41 pm UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 05:25 pm UTC
(no subject) - [info]silpol, 2008-06-06 08:17 pm UTC
(no subject) - [info]piterburg, 2008-06-08 04:26 am UTC
(no subject) - [info]terrine, 2008-06-03 11:24 pm UTC
(no subject) - [info]nboyko, 2008-06-03 11:52 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-04 12:24 am UTC
(no subject) - [info]nboyko, 2008-06-04 12:36 am UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-04 12:41 am UTC
(no subject) - [info]legionarius, 2008-06-04 07:50 am UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-06 02:55 pm UTC
(no subject) - [info]silpol, 2008-06-06 08:18 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-06 10:32 pm UTC
(no subject) - [info]silpol, 2008-06-06 10:35 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-06 10:39 pm UTC
... - [info]silpol, 2008-06-06 11:05 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-06 11:39 pm UTC
(no subject) - [info]tobycrackit, 2008-08-18 10:51 am UTC
(no subject) - [info]silpol, 2008-06-06 08:20 pm UTC

[info]amazonka_urals
2008-06-03 04:28 pm UTC (link)
Замечательно написано. Вы, наверное, первый последовательный неомальтузианец, которого я встречаю. И особенно понравилось ваше высказывание о том, что африканские женщины, которые поколение за поколением росли в атмосфере неравноправия,не могут контролировать деторождение. Действительно , обеспечить стабилизацию численности населения планеты безболезненными и безопасными методами можно только в том случае, если главным контролером над рождаемостью будет рожающий пол, тот который тратит свою жизненную энергию на вынашивание новой жизни и рискует своей собственной, давая жизнь. Но вобщем-то рождаемость падает на планете гораздо быстрее, чем полагали это ученые Римского клуба в 60-е годы, когда человечество впервые озаботилось ростом численности населения. Тогда численность населения планеты была чуть выше 3 млрд., а уровень рождаемости составлял 4.9 рождения на одну женщину. Сейчас нас 6.6 млрд, средний уровень рождаемости 2.55 рождения. То есть этот стремительный рост происходил на фоне столь же стремительного снижения рождаемости. Демографические процессы имеют очень большую инерцию, рост будет происходить некоторое время (не одно десятилетие) даже при уровнях рождаемости ниже уровня простого замещения поколений. Вот такая картина.
Поэтому даже при самом разумном репродуктивном поведении нам все равно необходимо делать упор на энергосберегающие технологии.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 04:36 pm UTC (link)
спасибо, amazonka_urals.
трудно сказать, достанет ли у человечества ресурсов и удачи для того, чтобы пережить всё ещё раскручиваемую инерцией машинку деторождения.
просто стабилизировать уровень населения уже не достаточно.
нужны меры по активному снижению воспроизведения населения - и страшно думать о том, что из-за нашего безразличия и умственной лени этими мерами могут стать голод и самопроизвольно возникающие войны.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]shaggy, 2008-06-06 09:27 am UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-06 02:58 pm UTC

[info]generationp
2008-06-03 04:33 pm UTC (link)
именно так, вся суть в эпиграфе!
нам(сытому обществу) просто необходимо изменить подход в ПОТРЕБЛЕНИИ РЕСУРСОВ.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 05:10 pm UTC (link)
если останутся силы, может мы ещё поговорим о стратегиях экономии.
но следует иметь в виду, что одной экономией разрешить стоящие перед человечеством проблемы не удастся - это только замедлит истощение ресурсов.
насколько я вижу эту проблему, без существенного уменьшения популяции человеческого вида коллапс цивилизации неизбежен.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 05:20 pm UTC
(no subject) - [info]generationp, 2008-06-03 08:20 pm UTC
http://apnews.excite.com/article/20080603/D912SIEG0.html - [info]art_of_arts, 2008-06-03 11:13 pm UTC
Re: http://apnews.excite.com/article/20080603/D912SIEG0.html - [info]xryun_porosyan, 2008-06-04 12:19 am UTC
Re: http://apnews.excite.com/article/20080603/D912SIEG0.html - [info]art_of_arts, 2008-06-04 12:34 am UTC
Re: http://apnews.excite.com/article/20080603/D912SIEG0.html - [info]xryun_porosyan, 2008-06-04 12:39 am UTC

[info]nebotticelli_xl
2008-06-03 04:35 pm UTC (link)
Скушно не будет.

Но вспомнилось китайское проклятье: "Чтоб ты жил в интересные времена".

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 05:11 pm UTC (link)
Вы правы, nebotticelli_xl, человечество ждут нескучные времена.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]silver_sol, 2008-06-23 10:43 pm UTC

[info]yeburger
2008-06-03 04:43 pm UTC (link)
еще один "брат по здравому смыслу"
нас все больше

зафрендил

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 05:15 pm UTC (link)
с удовольствием ответил бы Вам взаимностью, если бы Вы не называли нас пиндосами.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]yeburger, 2008-06-03 05:31 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 05:42 pm UTC
(no subject) - [info]yeburger, 2008-06-03 05:46 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 06:11 pm UTC
(no subject) - [info]yeburger, 2008-06-03 06:23 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 06:28 pm UTC
А я вот не погнушаюсь объяснить - люблю просвещать - [info]tananda_, 2008-06-04 12:08 pm UTC
Re: А я вот не погнушаюсь объяснить - люблю просвещать - [info]yeburger, 2008-06-04 03:21 pm UTC
... - [info]tananda_, 2008-06-04 03:29 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-04 03:37 pm UTC
(no subject) - [info]nebotticelli_xl, 2008-06-03 05:36 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 05:43 pm UTC
(no subject) - [info]nebotticelli_xl, 2008-06-03 06:20 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 06:24 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 06:25 pm UTC
опечатка
[info]zyat
2008-06-03 04:44 pm UTC (link)
"чтобы прокормить населений"

(Reply to this) (Thread)

Re: опечатка
[info]art_of_arts
2008-06-03 05:07 pm UTC (link)
спасибо, zyat!
что бы я делал без вашего зоркого глаза...

(Reply to this) (Parent)


[info]quallian_leion
2008-06-03 05:11 pm UTC (link)
не только CO2, но и углекислый газ?

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 05:16 pm UTC (link)
спасибо за то, что заметили опечатку.
угарный газ.

(Reply to this) (Parent)


[info]acidwanderer
2008-06-03 05:37 pm UTC (link)
Если вы как-нибудь потом поделитесь мыслями, как интегрировать полученное понимание в свою психику, то я был бы вам очень благодарен. То, что я смертен, что цивилизация смертна, - и так понятно, но хочется приняв эти знания видеть перед собой некоторое будущее. Пусть и красота которого будет немного другого рода.

(Reply to this) (Thread)

да, это красота другого рода. она в моих стихах:
[info]art_of_arts
2008-06-03 06:08 pm UTC (link)
ЭНТРОПИЯ

Пустыня за оградой скалит зубы
и медленный песок
вокруг отбеленного временем
полузасыпанного черепа быка
ложится складками
песчинки пляшут
в глазницах
контрастом светотени
а дальше
ничего
воскресный
жаркий полдень
неподвижность
лета


там, где не помогают знания, там мне помогают стихи:
http://www.stihi.ru/poems/2004/06/19-75.html
http://www.stihi.ru/poems/2005/04/26-542.html
http://www.stihi.ru/poems/2006/07/18-2104.html
http://www.stihi.ru/poems/2007/03/06-2581.html
http://www.stihi.ru/poems/2006/01/26-2525.html
и размышления - о природе, о людях, о неспешности жизни:
http://art-of-arts.livejournal.com/193521.html
http://art-of-arts.livejournal.com/162126.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: да, это красота другого рода. она в моих стихах: - [info]acidwanderer, 2008-06-03 06:43 pm UTC
Re: да, это красота другого рода. она в моих стихах: - [info]art_of_arts, 2008-06-03 07:08 pm UTC
Re: да, это красота другого рода. она в моих стихах: - [info]acidwanderer, 2008-06-03 06:51 pm UTC
Re: да, это красота другого рода. она в моих стихах: - [info]art_of_arts, 2008-06-03 07:11 pm UTC
(извините за ёрничество, стараюсь сдерживаться всеми с - [info]oregosha, 2008-06-03 06:10 pm UTC
Re: (извините за ёрничество, стараюсь сдерживаться всем - [info]acidwanderer, 2008-06-03 06:40 pm UTC
Re: (извините за ёрничество, стараюсь сдерживаться всем - [info]krupelega, 2008-06-03 07:09 pm UTC
Re: (извините за ёрничество, стараюсь сдерживаться всем - [info]art_of_arts, 2008-06-03 07:19 pm UTC
Re: (извините за ёрничество, стараюсь сдерживаться всем - [info]acidwanderer, 2008-06-03 07:20 pm UTC
Re: (извините за ёрничество, стараюсь сдерживаться всем - [info]oregosha, 2008-06-04 03:28 pm UTC

[info]amazonka_urals
2008-06-03 05:51 pm UTC (link)
Любопытненько однако. Все отвечающие - мужчины, кроме меня. Я с автором практически во всем согласна, за исключением некоторых деталей, вот только я смотрю на все весьма оптимистично. Конечно, у природы есть для нас запас прочности, и я знаю об этом. Более того, мы сами поведем себя разумно. Просто сразу ничего не бывает.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 06:15 pm UTC (link)
зато ко мне на страничку приходит больше женщин, когда я вывешиваю стихи... ;)))

(Reply to this) (Parent)

Будет ласковый дождь, будет запах земли - [info]ariwch, 2008-06-03 07:37 pm UTC
цитата в точку! - [info]art_of_arts, 2008-06-03 07:43 pm UTC
Re: цитата в точку! - [info]c_a_t_e_n_a, 2008-06-04 05:00 pm UTC
Re: цитата в точку! - [info]art_of_arts, 2008-06-04 05:25 pm UTC
Re: цитата в точку! - [info]silver_sol, 2008-06-23 10:41 pm UTC
Re: цитата в точку! - [info]art_of_arts, 2008-06-23 10:45 pm UTC
Re: цитата в точку! - [info]silver_sol, 2008-06-23 10:48 pm UTC
Re: цитата в точку! - [info]art_of_arts, 2008-06-23 10:53 pm UTC
... - [info]silver_sol, 2008-06-23 10:56 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-23 10:59 pm UTC

[info]kisochka_yu
2008-06-03 06:30 pm UTC (link)
Спасибо, Артур. Прочла , как всегда, с интересом. Согласна с замечаниями Летающего Медведя - об оценке влияния европейских колонизаторов на судьбу Африки, но это, в общем-то, не основная тема данных постов, к тому же еще и крайне трудноопределимая.
Жду продолжения!

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 07:07 pm UTC (link)
сегодня всё ещё остались очень немногие племена, живущие в местах, труднодоступных для цивилизаторов. и я считаю, их следует оставить в покое, не пытаясь подвергнуть нашей идее прогресса ради прогресса. если бы можно было повернуть вспять историю, я сказал бы то же самое европейцам о чёрной Африке - не трогайте того, что вам чуждо, вы принесёте неисчислимые беды людям, живущим свои жизни так, как они умеют, в единении с природой; если ваш прогресс хорош для вас, пользуйтесь им на здоровье, но не обманывайте себя, думая, что вы обладаете высшим пониманием места человека в природе.

спасибо, Кисочка.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]sanchos_f, 2008-06-03 08:08 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 08:37 pm UTC

[info]krupelega
2008-06-03 06:51 pm UTC (link)
очень интересно...спасибо...

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 07:11 pm UTC (link)
рад Вам, Надинька!

(Reply to this) (Parent)


[info]kraepelin
2008-06-03 07:08 pm UTC (link)
Я прочел все комментарии - они сами по себе очень интересны - причем видно некоторе противоречие, я бы сказал -мыслей с чувствами, или -если хотите - серца и ума.
Потому что практически все согласны, что положение - мягко скажем - аховое.Но надежда умирает последней.
Наверное, все написаное внушает разумный оптимизм.Остается дело за малым -признать проблему как личную , понять, что ты отвечаешь не за гипотетическое будущее неведомых поколений, и потоп начнется уже при тебе. Если не найти во время решения.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 07:17 pm UTC (link)
Миша, ну до чего же я Вас люблю!...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kraepelin, 2008-06-03 07:22 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 07:29 pm UTC
(no subject) - [info]kraepelin, 2008-06-03 07:33 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 07:40 pm UTC
(no subject) - [info]kraepelin, 2008-06-03 08:01 pm UTC

[info]17awy
2008-06-03 07:18 pm UTC (link)
вы знаете, так ведь на мой взгляд население планеты заметно снизится и опять все будет ок, ну допустим 3 миллиарда вымрут от голода, останется золотой миллиард и еще 2 миллиарда рабочих рук..

(Reply to this) (Thread)


[info]al_zatv
2008-06-03 07:39 pm UTC (link)
хех. золотой миллиард малость оторвался от земли:) и сильно истощил свою землю. не факт что он выживет. деревенские жители из аграрных стран третьего мира в несколько лучших условиях.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 08:58 pm UTC
(no subject) - [info]17awy, 2008-06-03 09:23 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 09:32 pm UTC
(no subject) - [info]17awy, 2008-06-03 10:02 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 10:10 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 10:12 pm UTC
(no subject) - [info]17awy, 2008-06-03 09:19 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 09:34 pm UTC
(no subject) - [info]17awy, 2008-06-03 10:08 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 10:18 pm UTC
(no subject) - [info]17awy, 2008-06-03 10:40 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 10:50 pm UTC
(no subject) - [info]piterburg, 2008-06-08 04:54 am UTC
(no subject) - [info]17awy, 2008-06-03 10:09 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 10:14 pm UTC
(no subject) - [info]17awy, 2008-06-03 10:34 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 10:53 pm UTC
а как вы сами оцениваете - [info]sternenzaehler, 2008-06-04 06:42 am UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 08:57 pm UTC
(no subject) - [info]17awy, 2008-06-03 09:15 pm UTC
отвратительно - [info]art_of_arts, 2008-06-03 09:30 pm UTC
Re: отвратительно - [info]17awy, 2008-06-03 10:19 pm UTC
это Вы ничего не поняли. думаю, это Вам не под силу. - [info]art_of_arts, 2008-06-03 10:21 pm UTC
Ну где же вы тут нацию увидели? - [info]17awy, 2008-06-03 10:52 pm UTC
Re: отвратительно - [info]benoy, 2008-06-07 01:11 pm UTC
Re: отвратительно - [info]art_of_arts, 2008-06-07 07:42 pm UTC
(no subject) - [info]silver_sol, 2008-06-23 10:44 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-23 10:49 pm UTC
(no subject) - [info]silver_sol, 2008-06-23 10:53 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-23 10:56 pm UTC
(no subject) - [info]silver_sol, 2008-06-23 11:01 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-23 11:19 pm UTC
(no subject) - [info]silver_sol, 2008-06-23 11:27 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-23 11:36 pm UTC

[info]hexoid
2008-06-03 07:30 pm UTC (link)
А справедлива ли идея насчет того что вероятно нас спасут информационные технологии ? В конечном итоге при достаточном развитии средств связи людям не нужно будет выжигать тонны топлива для перемещения своих тушек в пространстве. Города без пробок. Небо без безконечных верениц самолетов и человечество погруженное в информационный анабиоз...

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 07:37 pm UTC (link)
нет, hexoid.
в незначительной мере возможность работать вне оффиса, конечно, уже используется, и станет ещё более распространённой по мере приспособления информационной части бизнеса к безумию цен на бензин. но это всё peanuts, как у нас говорят. мелочёвка нас не спасёт. необходимо передвигать грузы от производителя к потребителю - на это расходуется главная часть потребляемой транспортом энергии.

упреждая возможный следующий вопрос, сразу скажу, что нанотехнологии тоже не помогут... ;)

помогут экономия, снижение роста народонаселения и переход на новые восстановимые источники энергии.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 07:53 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 08:25 pm UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 08:45 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 08:49 pm UTC
(no subject) - [info]amazonka_urals, 2008-06-03 08:55 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 09:01 pm UTC
(no subject) - [info]kandratka, 2008-06-04 11:14 am UTC
(no subject) - [info]retiredwizard, 2008-06-14 08:07 pm UTC
(no subject) - [info]aantonov, 2008-07-09 05:09 pm UTC
... - [info]kandratka, 2008-07-10 08:17 am UTC
... - [info]aantonov, 2008-07-11 10:32 am UTC
(no subject) - [info]nboyko, 2008-06-04 12:08 am UTC
(no subject) - [info]shaman_odnako, 2008-06-09 12:20 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-09 03:06 pm UTC
(no subject) - [info]gdekefir, 2008-06-03 07:55 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 08:27 pm UTC
(no subject) - [info]slavae, 2008-06-04 08:14 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-04 08:26 pm UTC
(no subject) - [info]gdekefir, 2008-06-04 08:38 pm UTC
(no subject) - [info]slavae, 2008-06-04 08:47 pm UTC
Дела обстоит еще хуже...
[info]gerasirdis
2008-06-03 08:30 pm UTC (link)
Дела с дизельным биотопливом обстоит еще хуже, чем Вы написали: на самом деле, метанол, который используетса для его синтеза, добываетса из нефти и/или газа. Правда, для одного литра биотоплива надо всего-лишь 100мл (или может даже меньше) метанола. Но при EROEI=1.34 так уж лутче етот стопарик метанола използовать без всяких там растительных масел.

Может кто-то уже писал об этом в комментариях, но небыло времени проверять- извините, если повтор.

(Reply to this) (Thread)

Re: Дела обстоит еще хуже...
[info]art_of_arts
2008-06-03 08:45 pm UTC (link)
нет, никто не писал, Вы первый.
в любом случае, биодизель имеет какое-то будущее только в случае удачного применения сырья в виде водорослей.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Настаиваю на своём! :-) - [info]gerasirdis, 2008-06-03 09:48 pm UTC
Re: Настаиваю на своём! :-) - [info]osmos7, 2008-06-05 06:39 pm UTC

[info]muacre
2008-06-03 09:04 pm UTC (link)
Вы не затронули уголь. Я слышал, что существует возможность делать их него жидкое топливо и что запасы угля раз в 20 превышают запасы нефти.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 09:09 pm UTC (link)
Вы невнимательно читали или пропустили 5-ю часть моей нефтяной эпопеи.
Упомянул вот здесь:
http://art-of-arts.livejournal.com/196117.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]muacre, 2008-06-03 10:02 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 11:07 pm UTC

[info]sentiment_ru
2008-06-03 09:26 pm UTC (link)
У африки много площадей и много солнца. Пусть выращивают что хотят. Еду или топливо, которое можно обменять на еду. Европа в менее выгодном положении по сравнению с африкой.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-03 09:40 pm UTC (link)
вот ещё один представитель РФ, которому плевать на возможность вымирания целого континента.

они их там в эрефии, должно быть, из гвоздей делают.
побочный путь европейской цивилизации...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]sentiment_ru, 2008-06-03 09:49 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 10:01 pm UTC
(no subject) - [info]sentiment_ru, 2008-06-03 10:07 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-03 11:06 pm UTC
(no subject) - [info]sentiment_ru, 2008-06-04 06:43 am UTC
(no subject) - [info]chtovimenitebe, 2008-06-04 08:23 am UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-04 03:47 pm UTC
... - [info]slavae, 2008-06-04 08:26 pm UTC
... - [info]art_of_arts, 2008-06-04 09:54 pm UTC
(no subject) - [info]bar_suk, 2008-06-04 07:16 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-04 08:23 pm UTC
(no subject) - [info]bar_suk, 2008-06-04 08:34 pm UTC
(no subject) - [info]sentiment_ru, 2008-06-04 09:10 pm UTC
(no subject) - [info]bar_suk, 2008-06-05 06:21 am UTC
(no subject) - [info]kandratka, 2008-06-04 11:20 am UTC
(no subject) - [info]sentiment_ru, 2008-06-04 01:02 pm UTC
(no subject) - [info]kandratka, 2008-06-04 01:26 pm UTC
(no subject) - [info]sentiment_ru, 2008-06-04 01:37 pm UTC
(no subject) - [info]aantonov, 2008-07-09 05:35 pm UTC
(no subject) - [info]kandratka, 2008-06-04 01:33 pm UTC
(no subject) - [info]kandratka, 2008-06-04 01:34 pm UTC
(no subject) - [info]sentiment_ru, 2008-06-04 01:40 pm UTC
интересный метод расчета - [info]sternenzaehler, 2008-06-05 05:28 am UTC
(no subject) - [info]sentiment_ru, 2008-06-04 01:41 pm UTC
(no subject) - [info]pisar4uk, 2008-06-04 12:30 am UTC
Кому выгодно создавать себе конкурента? - [info]gdekefir, 2008-06-04 08:54 pm UTC
Re: Кому выгодно создавать себе конкурента? - [info]art_of_arts, 2008-06-06 02:52 pm UTC

[info]1satana
2008-06-03 11:49 pm UTC (link)
Держитесь, Артур. Ещё раз огромное спасибо за блестящий труд. Прощаемся до осени.
М & Ю.

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-04 12:03 am UTC (link)
счастливых путешествий, ребята!
have fun!!!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

OFF - по поводу тория - [info]1satana, 2008-06-04 12:11 am UTC
Re: OFF - по поводу тория - [info]art_of_arts, 2008-06-04 12:30 am UTC

[info]kpymo
2008-06-04 05:27 am UTC (link)
Очень нравится мне ваша серия. Пожалуйста, не обращайте внимания на ругательные комментарии, продолжайте :)

(Reply to this) (Thread)


[info]art_of_arts
2008-06-04 03:33 pm UTC (link)
спасибо, kpymo.
я постараюсь.

(Reply to this) (Parent)


[info]azulgrana
2008-06-04 06:15 am UTC (link)
вот интересно, почему страны, сидящие на нефтяной игле, так неактивны в переходе на альтернативные источники энергии?

(Reply to this) (Thread)


[info]kandratka
2008-06-04 11:21 am UTC (link)
потому же почему наркоманы не торопятся слезать с иглы. им хорошо. сейчас

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-04 03:27 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-04 03:31 pm UTC
(no subject) - [info]azulgrana, 2008-06-04 04:42 pm UTC
(no subject) - [info]art_of_arts, 2008-06-04 04:52 pm UTC

(456 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…